Крипторубль идет на смену... чему?
Как заявил замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев, Банк России и Минэкономразвития обсуждают вопрос об эмиссии национальной криптовалюты, эмитентом которой должно выступить государство. Это нужно, пишет Finmarket со ссылкой на слова чиновника, «чтобы можно было всей цифровой экономике обеспечивать более удобное хождение в цифровом виде денег».
Отвечая на вопрос, кто именно может выступить эмитентом крипторубля, чиновник сказал: «Это только ранняя степень обсуждения, и тут возможны варианты, но варианты будут под контролем государства». Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что регулятор против криптовалют как частных денег и денежных суррогатов.
Государство рассматривает выпуск крипторубля, но о легализации частных электронных денег речи не идет, подтвердил глава Минкомсвязи Николай Никифоров на закрытой встрече с членами Московского столичного клуба, написала в понедельник газета «Аргументы и факты». По его словам, российский крипторубль будет невозможно «майнить» (что вполне понятно, так как у него может быть только один эмиссионный центр). Вв ряде случаев с владельцев крипторублей предполагается взимать НДФЛ.
То, что называется крипторублем, - не является криптовалютой в том смысле, в котором мы привыкли понимать, полагает основатель блокчейн-платформы FREED Евгений Глариантов. В этой псевдокриптовалюте нет ничего общего с биткоином и эфириумом. Общее только в том, что в крипторубле тоже используется блокчейн, который просто помогает обеспечить некоторую степень безопасности в ее применении. Но по сути — это просто цифровая валюта. Наиболее близкий аналог из криптовалют - это так называемая валюта рибл.
Крипторубль будет аналогичным в использовании: он не станет децентрализованным, его невозможно будет майнить (создавать по специальному алгоритму), и выпускаться он будет в определенном количестве. А для обслуживания всей системы будут применяться шлюзы, аналогичные банковским. Это позволит сделать взаиморасчеты в крипторубле почти мгновенными и обесепечить минимальный уровень комиссий за транзакцию, потому что нет того, кто получал бы эту комиссию за обслуживание системы. Самая идея по запуску национальной криптовалюты, полагает Евгений Глариантов, создает противовес даже не самим криптовалютам, которые являются инструментом повышения доходности, а расчетным системам типа Visa.
Это настолько новая вещь, что никто еще не понял
«Я слабо понимаю, в каком виде такой крипторубль представляют себе в органах исполнительный власти, — говорит учредитель АНО «Право Роботов», член экспертного совета по цифровой экономике Госдумы Никита Куликов. — Его нельзя майнить, его эмиссией занимается государство, он должен быть создан на российской платформе, ее хождение будет ограничено некоторыми внутренними транзакциями в рамках цифровой экономики, но ее владение будет омрачено необходимостью оплаты 13% налога НДФЛ. Можно сказать, что такое наполнение крипторубля состоит из сплошных противоречий: если его нельзя майнить, то зачем платить с него налоги? А если его использование предполагается только в неких внутренних транзакциях, то чем плохи обычные банковские счета в рублях, транзакции по которым проходят в десятки раз быстрее? А если мы говорим о создании самой платформы для эмиссии с нуля, то зачем несколько лет назад создали российскую платежную систему МИР?»
По словам Куликова, вариант регулирования «как ПДД», озвученный представителями государства, подразумевает, что власти должны так хорошо проработать данный вопрос (чтобы в правилах ее пользования предусмотреть все возможные развития ситуации), как на данном этапе объективно невозможно. По мнению эксперта, финансовым властям на этом этапе не стоит создавать свою криптовалюту, а нужно ограничиться созданием контролирующего органа, например «Роскриптонадзора», начать изучать рынок криптовалют, проработать механизмы надзора за ICO и подготовить предложения для контроля и введения налогообложения как для майнеров криптовалют, так и для криптоспекулянтов.
Но в целом государство «в лице чиновников» двигается в правильном направлении, считает Никита Куликов, так как если сейчас не заняться темой криптовалют, или, еще хуже — запретить их хождение, то те страны, где запретов не будет, вырвутся вперед в развитии, в концентрации у себя капитала. Поэтому сейчас идет и запретительная риторика и одновременно выдвигается предложение о выпуске «крипторубля», пока еще сырое, но оно, скорее всего, будет неоднократно переработано.
Чиновники, говорит аналитик, возможно, еще не осознали, что криптовалюты — это не то же самое, что и электронные деньги или банковские переводы, это принципиально новый вид денег, выпускаемый децентрализовано. По его мнению, 90% существующих сегодня криптомонет перестанут существовать в течение 3-5 лет, и на смену им, возможно, действительно придут государственные криптовалюты, но тогда нас ждет серьезная перестройка всей финансовой системы: все понятия, такие как эмиссия, инфляция придется пересматривать и заново прописывать законодательно.