Грузоотправители больше не ожидают дефицита полувагонов на рынке в связи с разрывом отношений дочерней компании РЖД «Федеральная грузовая компания» и «УВЗ-Логистик», материнской компанией которой "Уралвагонзавод" управляет сейчас ГК «Ростех». Последнему удалось без штрафных санкций расторгнуть кабальный договор о сдаче в аренду ФГК 27,2 тысяч вагонов "УВЗ-Логистик" по низким ставкам. Как сообщило на днях РЖД, в «УВЗ-Логистик» вернется весь парк арендуемых ФГК полувагонов уже в ноябре. Как пояснил «Эксперту» источник в «Ростехе», этот парк вагонов будет функционировать на рынке и по рыночным ставкам, но пока он дорабатывает полученные прежде заказы. Если это так и будет, то с изъятием парка у крупнейшего оператора подвижного состава ФГК на рынке появится еще один игрок, что усилит конкуренцию и будет сдерживать рост ставок на вагоны.
Все свои
Ранее эксперты ИПЕМ констатировали, что дефицит полувагонов на сети ОАО РЖД в октябре составит примерно 16 тысяч единиц, и это при условии сохранения существующих технологий управления парком, тех же объемах порожнего пробега, времени ожидания погрузки и так далее. ИПЕМ связывает проблему с общей нехваткой вагонов на рынке из-за списания старого парка, а также с возможными проблемами Федеральной грузовой компании («дочка» РЖД), которой «УВЗ-Логистик» сдала в аренду вагоны по столь низким ставкам, что они не покрывали даже лизинговые платежи вагоновладельца. Прежний генеральный директор УВЗЛ Дмитрий Еремеев в 2015 году заключил договор о сдаче в аренду 27,2 тысяч вагонов ФГК всего за 450 рублей в сутки при том, что на сегодняшний день среднерыночный тариф 1500 рублей. Сейчас Еремеев находится в Лондоне, а ущерб от его действий в «Ростехе» оценивают в 118 млрд рублей.
Дефицит полувагонов всегда болезненно сказывается на всех отраслях экономики. В основном из-за регуляторики и сезонного дефицита ставки на предоставление полувагонов выросли за два года с 560 до 1500 рублей в сутки. Это связано также с тем, что рынок консолидирован в руках нескольких крупнейших игроков. Одним из лидеров рынка железнодорожных грузоперевозок в нашей стране является аффилированнная с РЖД «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК»). По итогам I квартала 2017 года она заняла первое место в рейтинге INFOLine RAIL RUSSIA TOP по размеру вагонного парка (156,2 тыс единиц), объему перевозок (50,4 млн тонн) и грузообороту (104,5 млрд ткм). С изъятием у ФГК 27,2 тысяч вагонов позволит теперь занять первое место по объему парка и крупнейшему частному оператору вагонов (около 133 тысячи) «Первой грузовой компании». ООО «Газпромтранс», АО «Нефтетранссервис», ООО «Трансойл» - обслуживает грузы нефтяных и газовых гигантов. Интересы крупных игроков нередко пересекаются с монополией, что порой и приводит к сомнительным методам конкуренции на рынке. Например, среди входящих в ТОП10 крупнейших операторов вагонов есть компании, так или иначе аффилированные с РЖД. В частности компании «Вектор Рейл», собственниками которой являются Алексей Тайчер – генеральный директор и председатель правления ФГК, а также Тимур и Руслан Бабаевы – сыновья вице-президента РЖД Салмана Бабаева. При этом компания «Вектор Рейл» контролирует 50% другого крупнейшего перевозчика - АО «СГ-Транс». Таким образом, часть рынка железнодорожных грузоперевозок России оказалась под контролем Алексея Тайчера и семьи Бабаевых.
Прежде это настораживало Федеральную антимонопольную службу, которая в прошлом году нервно отреагировала на намерение ООО «Вектор Рейл» выкупить вторую половину АО «СГ-Транс» у АФК «Система». ФАС не согласовала данную сделку, указав, что в противном случае «ОАО РЖД образует с ними [АО «СГ-Транс» и ООО «Вектор Рейл»] вертикально интегрированную группу", у которой будет возможность контроля предоставления инфраструктуры транспорта операторам. (Так или иначе, сейчас «СГ-Транс» уже не водит в состав «АФК-Система»).
Нечистая игра
Рынок железнодорожных грузоперевозок очень чувствителен к любым проявлениям нечестной конкуренции, поскольку из без нее всегда хватало факторов для повышения ставок на вагоны. Последний раз серьезные предпосылки для дефицита вагонов возникли в 2015 году, когда правительство сократило предельный срок службы грузовой железнодорожной техники, окончательно запретив продление срока службы в прошлом году. Это привело к списанию 200 тысяч единиц транспорта, более половины из которых пришлись на сегмент полувагонов. Таким образом, значительная часть техники была пущена на металлолом, а операторы крупных вагонных парков смогли завышать цены для грузоотправителей. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, ФГК первой на рынке подняла ставки, а за ней последовали и другие операторы подвижного состава. При этом, с учетом положения «дочки» РЖД на рынке, ей было предписано в течение 15 дней предоставлять экономическое обоснование повышения тарифов в случае, если их планируется увеличить более чем на 8% в квартал. ФГК проигнорировала данное предписание, ФАС возбудила против нее дело об административном правонарушении (№ 4-19.5-1210/00-03-16). По результатам проверки железнодорожникам пришлось заплатить штраф в 400 тыс рублей, что является ничтожной суммой на фоне прибыли, полученной ФГК и связанными с ней структурами в результате повышения тарифов. Грубый подсчет показывает, что железнодорожники, проигнорировав предписание ФАС, могли зарабатывать по 288 млн рублей в сутки, а их годовая выручка могла превысить 100 миллиардов рублей.
Разногласия между ФГК и «Ростех» начались после того как президент в 2016 году передал под управление последней «Уралвагонзавод». Недовольный низкой ценой договора аренды вагонного парка "УВЗ-Логистик" глава госкорпорации Сергей Чемезов добился расторжения договора и сейчас вернул в компанию 27, 2 тысячи вагонов. Некоторые участники рынка опасаются, что конфликт приведет к дефициту вагонов. «Это странные сомнения, поскольку «УВЗ-Логистик» сейчас надо компенсировать прежнюю низкую маржинальность от сдачи вагонов в аренду, поэтому вряд ли допустит простаивания вагонов в тупиках», - говорит генеральный директор «Инфраньюс» Алексей Безбородов.
«УВЗ-Логистик» теперь предстоит восстановить операционное управление вагонами. Как пояснили в «Ростехе», это будет нетрудно, поскольку прежде компания успешно управляла парком вагонов, пока ее бывший гендиректор не заключил невыгодный договор в интересах ФГК. "Сейчас пока вагоны дорабатывают по прежним контрактам, уже восстановлена система управления, чтобы оставить все вагоны на рынке", - сообщил "Эксперту" источник в "Ростехе".
Цена вопроса такова, что ситуацию вокруг «УВЗ-Логистик» могли привести к серьезному противостоянию двух госкорпораций – «Ростеха» и РЖД. Но, судя по всему, Сергей Чемезов одержал аппаратную победу, сумев договориться с президентом ОАО РЖД о передаче вагонов без громких скандалов и уголовных дел. Рынок же в целом получает положительный сигнал. Поскольку управляемый гигантским перевозчиком парк вагонов ФГК раздроблен, а значит, повысится в целом и уровень конкуренции. Если в самом деле "УВЗ-Логистик" будет испытывать дефицит клиентов, то она вполне может и уронить ставки ниже рынка.