Одна из ведущих немецких газет Handelsblatt сообщает, что мюнхенская прокуратура подтвердила предъявление обвинений ряду менеджеров Airbus в самом ближайшем будущем. Поводом к началу расследования послужили материалы в журнале Spiegel и на сайте Mediapart. Кроме Германии, расследования подозрительных сделок проходят также в Великобритании, Франции и Австрии. Гендиректор Airbus Томас Эндерс предупредил подчиненных, что компанию могут ждать «существенные штрафы».
Речь идет о подозрительной продаже 18 истребителей Eurofighters Австрии в 2003 году на общую сумму в 2 млрд евро. Это далеко не первое обвинение в коррупции одного из флагманов европейской промышленности, годовой оборот которого составляет 67 млрд евро. Пока обвинения ограничиваются границами Европы. Однако существует очень серьезное опасение, что делом может заинтересоваться и американская прокуратура. В Америке же, как хорошо известно, нарушителей законов штрафуют на миллиарды долларов.
Опыт расследования подобных дел у мюнхенских прокуроров есть. Десять лет назад им пришлось заниматься не менее громким делом. Тогда немецкому гиганту Siemens, штаб-квартира которого находится в Мюнхене, были предъявлены более тысячи обвинений, тоже связанных с коррупцией. Громкий скандал, с которым сейчас все чаще сравнивает дело Airbus, обошелся Siemens почти в два миллиарда долларов. И это только штрафы. Никто не знает, сколько миллионов пришлось заплатить адвокатам, защищавшим компанию в суде, и во что обошлись компании другие издержки. Скандал с Airbus может быть еще громче, потому что большая часть компании принадлежит правительствам европейских стран: 22% акций владеют Франция и ФРГ. Т.е. скандал не только экономический, но и политический.
Австрийское дело возникло после того, как Управление по борьбе с финансовыми махинациями в крупных размерах при правительстве Великобритании (SFO) еще в прошлом году начало расследование коррупционного дела, в центре которого тоже находится Airbus. Сам авиапроизводитель тогда открыл внутреннее расследование. Оно выявило следы как минимум 100 случаев дачи взяток. И это только начало. В марте уже этого года Airbus сообщил о «наезде» и во Франции - финансовая прокуратура Франции (PNF) также расследует обвинения в адрес компании.
Томас Эндерс, возглавляющий Airbus с 2012 года, после жесткого заявления прокуратуры Мюнхена выпустил собственный пресс-релиз. В нем он, в частности, предупредил 134 тыс. работников компании, что у них сейчас «бурные времена», и предупредил, что руководство вместе с юристами будет неустанно работать над защитой Airbus.
В основе обвинений в коррупции лежит сделка по продаже Казахстану вертолетов Airbus в 2010 году. Журналисты Mediapart также утверждают, что видели документы, из которых следует, что директор Эндерс причастен к открытию в Лондоне специального офиса, через который и проходили все взятки. Лондонская компания Vector Aerospace, в которой работало всего два человека, получила от EADS, как раньше назывался Airbus, 114 млн евро. Следователям удалось найти следы лишь 9 млн евро. Остальные были распределены между подставными компаниями в Гонконге, Сингапуре и на Британских Виргинских островах.
В темных делах замешан и парижский офис компании – так называемая «Организация по продажам и маркетингу», возглавляемая Жаном-Пьером Таламони и Марваном Лахудом. Лахуд руководил отделом стратегии компании до февраля 2017 года и был близким помощником 58-летнего Томаса Эндерса, который, кстати, уже публично заявил, что для спасения компании готов уйти в отставку. Считается, что Таламони передал взяток казахским чиновникам в общей сложности на 12 млн долларов. В прошлом веке и в нулевые годы этого столетия такая система ведения дел в авиапроме считалась нормой. Сейчас спровоцировать громкий скандал может одно лишь упоминание о подозрительных сделках.
Казахское дело уже нанесло сильный удар по Airbus. Еще больше неприятностей у компании будет, если следователи и прокуроры заинтересуются сделками Airbus с Китаем и Турцией. По слухам, в Турецком деле Лахуд раздал взяток на четверть миллиарда долларов. Руководство Airbus отвергает обвинения, но неожиданный уход Лахуда в феврале 2017 г., по мнению многих специалистов, дает основания усомниться в искренности отрицаний.
Airbus уже начал ощущать первые последствия скандала. Компания начала получать отказы в получении кредитов в Британии, Франции и Германии. В отчете за 2017 год Airbus признал, что может на некоторое время лишиться правительственных контрактов. Короче, удар по финансам, а также репутации европейских авиастроителей может быть очень сильным.