Связанные одной цепью
Новая экономическая стратегия России, по версии Минэкономразвития должна включать в себя встраивание в глобальные цепочки стоимости, рост производительности труда, диверсификацию экспорта и развитие международной кооперации. Об этом заявил в ходе круглого стола «Глобальная стратегия для развития российской экономики» на праздновании юбилея РЭШ 20 октября министр экономического развития РФ Максим Орешкин. При этом в новой стратегии от Минэкономразвития нет ни слова об импортозамещении — по словам министра, эту тему можно считать завершенной.
Все действия правительства, по словам Максима Орешкина, сейчас направлены на снижение влияния внешних шоков на российскую экономику. «Инфляционное таргетирование, новое бюджетное правило,— все это нацелено на то, чтобы снизить влияние внешней волатильности на внутренний рынок», — сказал Орешкин. В результате за 8 месяцев 2017 года экспорт несырьевых неэнергетических товаров вырос на 19%, а в физическом объеме в первом полугодии 2017 года рост этого экспорта составил около 7%.
Теперь же, для сохранения темпов роста доли экспорта несырьевых товаров, России необходимо встроиться в глобальные цепочки по созданию стоимости, считает министр. Это можно сделать, повысив инвестиционную привлекательность России как места не только для локализации производства, но и для производства промежуточных компонентов товара — за счет совершенствования таможенных процедур и процедур валютного контроля, а также за счет строительства инфраструктуры и развития международной кооперации.
- Сезам, откройся! - Я подумаю
Это конечно не новая тема, она была одной из главных в весьма спорной Стратегии 2020. Во всяком случае, в таких цепочках важно столбить за собой производство изделий с максимальной добавленной стоимостью и, при необходимости, получать технологический трансфер. Иначе это просто работа «на дядю» с минимумом выгод, а производство уйдет, как только головной фирме покажется, что где-то есть более дешевая рабочая сила и удобнее логистика. Кроме того, помимо международной экономической интеграции, есть еще международная конкуренция. Участие в «цепочках» производства тех товаров, с которыми мы как страна конкурируем на мировом рывке готовых изделий, редко становится предметом изучения, между тем это тоже важный аспект.
При этом иностранцы по-прежнему уверены, что мы должны просто максимально открыть свой рынок. Так, Энн Осборн Крюгер, профессор Университета Джонса Хопкинса и экс-заместитель директора распорядителя МВФ (2001-2006 годы), заявила: «Открытость экономики в нашу эпоху это, конечно, важнейшая составляющая устойчивого экономического роста. По сути дела, это механизм, генерирующий такой рост». По ее мнению, сегодня в мире все больше сторонников недискриминационного сотрудничества в торговле, которое способствует экономическому росту. Но для этого отдельной стране при создании условий для привлечения международных инвесторов необходимо при создании инфраструктуры учитывать аналогичные инициативы в соседних странах, а также гармонизировать таможенное законодательство, как в части импорта, так и в части экспорта товаров.
В части того, что касается совершенствования валютного контроля, оппонентом идей МЭР выступил ЦБ. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева отметила, что именно за счет развития финансовой инфраструктуры России удалось стать частью глобального финансового сектора — в результате компании получили возможность привлекать ресурсы в разных валютах.
В то же время, глобализация финансовых рынков, в отличие от глобализации товарных рынков, несет в себе дополнительные риски, которые необходимо учитывать при интеграции в мировую экономику, предупредила Юдаева. Поэтому важно, чтобы финансовая интеграция происходила параллельно торговой и экономической интеграции, что позволит избежать дополнительных рисков.