Может, сначала прочитаем?
24 октября Соединенные Штаты попытались протащить через Совет Безопасности ООН резолюцию о продлении мандата Совместного механизма ООН и ОЗХО (Организации по запрещению химического оружия) по расследованию химатак в Сирии. Напомним, что сам мандат истекает в ноябре. Однако Москва наложила на проект резолюции «вето». Россию поддержала лишь Боливия, а среди воздержавшихся при голосовании оказались Казахстан (на территории которого проходят мирные переговоры между оппозицией и Асадом) и Китай.
Америка, конечно, негодует. «Через блокировку резолюции о продлении миссии Россия в очередной раз показала, что её не заботит остановка варварского применения химического оружия в мире и она предпримет что угодно для защиты своего союзника — режима Асада», — заявила представитель Белого Дома Сара Сандерс.
Однако позиция Москвы формально объясняется просто — вопрос о продлении мандата должен обсуждаться только после тщательного анализа итогового доклада миссии, который должен был быть опубликован только 26 октября. Поэтому постпред России при ООН Василий Небензя предложил коллегам не торопить события и отложить решение вопроса о продлении срока действия Совместного механизма на 7 ноября. Однако Запад был против – представитель Великобритании Мэттью Райкрофт заявил, что голосовать нужно как раз до представления доклада, дабы не допустить «политизации» ситуации.
По сути же досрочное голосование и была попыткой политизировать процесс и либо заставить Москву пойти против здравого смысла, либо дискредитировать ее как страну, которая якобы против расследования случаев применения химического оружия в Сирии. «Мы наблюдаем отрежиссированный спектакль, преследовавший только одну цель - пригвоздить одну страну к позорному столбу», — возмущается постпред России при ООН Василий Небензя.
Теоретически, конечно, Совместный механизм еще не похоронен. До 17 ноября (когда истекает его мандат) еще есть время. Стороны легко могут вернуться к обсуждению продления мандата по российскому варианту – то есть после того, как доклад миссии будет опубликован и изучен. Собственно, Москва устами Василия Небензи уже заявила готовность к такого рода возвращению. Однако на практике механизм все-таки стоило бы закрыть.
Повод для ненужной войны
К большому сожалению, на сегодняшний день сам Совместный механизм глубоко политизирован, поэтому не может ни проводить надежные расследования, ни опубликовывать верные выводы. Исходя из данных, предоставленных экспертами этой группы, химическое оружие в Сирии применяли либо Асад, либо террористы из Исламского государства (запрещено в РФ). И ни разу в этом применении не были обвинены те, кому это применение было на руку – «рукопожатные» террористы из Гуты и Идлиба. Ведь это они проигрывали гражданскую войну, это им нужно было максимально демонизировать Асада для того, чтобы получить с Запада военно-полиическую поддержку (программа-минимум) либо войска. В результате гражданская война в Сирии постоянно балансировала на грани перехода в очередную войну Запада на Ближнем Востоке.
Так, в апреле 2017 года произошла химическая атака в городе Хан-Шейхун. Даже последнему американскому ежику было понятно, что за инцидентом не может стоять Башар Асад – сирийский президент не является самоубийцей, и не будет ставить под вопрос свою ожидаемую победу в сирийской гражданской войне. Однако правозащитники и «заинтересованные лица» все равно обвинили Асада, после чего надавили на США для того, чтобы Америка «решила вопрос». То есть ввела войска в Сирию.
Трампу новая война на Ближнем Востоке была не нужна, поэтому американского президента снова спасла Россия. Если во время предыдущей истории с химоружием Обама был спасен через предложение о замене вторжения на совместную российско-американскую операцию по вывозу химического оружия из Сирии, то Трампа спасли через совместно организованное шоу под названием «Америка наносит удар возмездия по авиабазе Шайрат». Перед ударом с базы убрали всю действующую боевую технику, а американские «Томагавки» ударили так филигранно, что даже не повредили взлетно-посадочную полосу.
К сожалению, нет никаких гарантий того, что если противники мирного урегулирования повторят провокацию с химическим оружием, то Кремлю удастся спасти Америку в третий раз. Поэтому Москва и призывает заканчивать всю эту историю. То есть либо признать, что еще при Обаме из Сирии было вывезено все химическое оружие (в чем признались тогда даже США), либо распускать Совместный механизм по причине его политизированности.
Россия занимается сложным процессом политического урегулирования в Сирии, и просит Соединенные Штаты либо помочь, либо, по крайней мере, не мешать. Аналогичные просьбы адресуются ООН, а также различным международным организациям типа ОЗХО. Если им не жалко самих сирийцев (мол, «подумаешь, какие-то арабы умирают пачками»), то пусть хотя бы пожалеют себя. Метастазы сирийской войны уже проникли на Запад в виде терактов, а также местных джихадистов, которые прошли в Сирии курс молодого бойца и вернулись устраивать джихад на своих английских, французских, немецких Родинах. Так что руководству этих стран нужно думать о более насущных и реальных проблемах, нежели несуществующее сирийское химоружие.