Регистрацией товарных знаков занимается Роспатент. По результатам данной процедуры их владельцы получают документ, удостоверяющий право их собственности.
Регистрация товарного знака состоит из двух стадий: формальной экспертизы и экспертизы по существу. На первой стадии проводится проверка полноты поданных документов, правильности оформления заявки, факта уплаты пошлин. На второй стадии проверяется возможность охраны обозначения, которое подано на регистрацию.
Процесс регистрации в среднем продолжается в течение десяти-двенадцати месяцев, но в ряде случаев увеличивается до четырнадцати-шестнадцати месяцев. Обладателем права собственности на товарный знак может быть исключительно юрлицо или ИП. Физлица не имеют возможности зарегистрировать товарный знак.
Российское законодательство предусматривает возможность зарегистрировать коллективный товарный знак, но право на владение им предоставляется не нескольким юрлицам или ИП, а объединению юрлиц или ИП. На данный момент количество зарегистрированных коллективных товарных знаков невелико, поскольку процесс их регистрации является довольно сложным.
В заявку на товарный знак необходимо включить документы, содержащие следующую информацию:
• Заявление о госрегистрации, в котором указан заявитель, его местожительство или местонахождение.
• Обозначение, которое подается на регистрацию в качестве товарного знака. Важно проследить за обеспечением высокого качества его изображения.
• Товары, для которых планируется использовать товарный знак.
• Описание заявленного обозначения с указанием шрифта и алфавита, использованных для его написания.
Заявитель имеет право отозвать свою заявку на любом этапе ее рассмотрения до того момента, пока не произошла госрегистрация товарного знака. Госрегистрация выполняется на десять лет, начальным моментом при отсчете этого срока служит дата подачи заявки. По истечении данного срока возможно продление регистрации еще на десять лет, при этом необходимо уплатить дополнительную госпошлину. Число продлений не ограничивается.
Хотя регистрация товарного знака занимает продолжительное время, требует денежных расходов и не во всех случаях дает позитивный результат, в целом расходы на нее значительно меньше размера возможных убытков из-за утраты прав на товарный знак.