«Россия должна интегрироваться»
Как заявил глава представительства МВФ в России Габриэль Ди Белла, выступая на брифинге в Ассоциации европейского бизнеса, Россия сможет ускорить рост ВВП до 3%, однако произойдет это не в ближайшие три года, а за 7-10 лет. Основой такого роста, по словам чиновника, может стать интеграция России в мировую экономику.
По его словам, которые передает агентство ТАСС, «риском являются нереалистичные ожидания того, как быстро Россия может ускорить темп роста ВВП с 1,5% до 3%». «Россия может ускориться с 1,5% (роста ВВП) до 3%, но не за три года. Что необходимо России — проведение политики, которую я описывал, это то, что проявится через пять, семь или 10 лет", — сказал Ди Белла. Но «если Россия хочет расти на 3% в год, если есть такая цель, то ориентирование на внутренний рынок не станет решением», — добавил он.
Поскольку быстро нарастить экспорт чего-либо Россия не может, традиционный рецепт мировых финансовых организаций на такие случаи: встраивание (интегрирование) в мировые технологические цепочки, где мы «интересны» своим, относительно дешевым трудом. Как правило, это не приводит к технологическому развитию, а закрепляет бедность. исключения есть, но они являются следствием продуманной политики: открытости при тщательном регулировании, которое имело место, например, в Китае. На выходе из кризиса Россия становится все более интересна институтам мировой экономики, надправительственным организациям и корпорациям, но подходы с их стороны остаются в основном все теми же.
Доходы только остановили падение
Уходящий год показал долгожданное «дно» кризиса, констатирует ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Экономика переходит от падения к осторожному росту. ВВП поднялся на 1,5% за первое полугодие 2017 г. и на 2,5% по итогам второго квартала, по данным Росстата. За год увеличение ВВП может составить 1,7- 2%. Но причинами этого не выступают позитивные структурные изменения в экономике, которые могли бы задать импульс для дальнейшего существенного роста. Как и обычно для выхода России из кризиса, спасает в основном повышение цен на энергоносители. Цена нефти марки Brentс с конца 2016 г. выросла с 44 до 64 долларов, проведя основную часть года выше уровня 50 долларов, достаточно комфортного для России.
Но при этом ситуация с доходами и уровнем жизни людей – клубок российских парадоксов. Средняя зарплата растёт в разы быстрее, чем экономика в целом, а доходы населения при этом падают. Данные Росстата таковы. Среднемесячная начисленная заработная плата в сентябре 2017 г. составила 37 520 руб., что на 5,6% выше, чем год назад. Главное же для людей, считает Марк Гойхман, — реальные располагаемые доходы, то есть поступления за вычетом налогов, обязательных платежей и скорректированные на изменение цен. То, на что действительно можно купить товары, услуги, сделать сбережения.
И этот показатель не растёт с 2013 г. В сентябре 2017 г. они уменьшились на 0,3% по сравнению с сентябрём 2016 г. Но темп снижения реальных доходов ослабевает. Ведь в целом за 9 месяцев они сокращались гораздо больше – на 1,2%. А если сравнивать сентябрь с августом 2017 г., то доходы даже поднялись на 0,4%.
Но почему всё же рост экономики и зарплат не приводит к соответствующему повышению доходов? Причин много, объясняет Марк Гойхман. Не только зарплаты определяют уровень денежных поступлений людей. Оплата труда, включая скрытую её часть, составляет лишь 64,7% всех доходов россиян. Причём эта доля снижается в последние годы, в 2008 г. она составляла 68,4%. Уменьшается с 2008 г. и удельный вес доходов от предпринимательской деятельности – с 10,25% до 7,8%. Но зато повышается доля социальных выплат – пенсий, пособий и пр. – с 13,2% до 19,2%.
Таким образом, происходит «огосударствление доходов» людей, учитывая и то, что и в зарплатах большой процент бюджетников. А государство сдерживает повышение выплат. Отстаёт от роста цен индексация зарплат в госорганизациях, трудовых и социальных пенсий. Делается это и из-за дефицита бюджета и для борьбы с инфляцией. Меньше денег у людей – меньше растут цены.
Ситуация меняется в текущем году, продолжает Марк Гойхман. Инфляция уменьшилась до 2,7% в октябре 2017 г. Соответственно, снижается необходимость искусственного сдерживания доходов для её ослабления. До конца 2017 г. года и в 2018 г. она не превысит целевого уровня ЦБ России в 4%. Учитывая указанные факторы, можно предположить, что будет с доходами в перспективе. До конца года и в 2018 г. темп роста ВВП составит примерно 1,5-2% в год. Существенного подъёма или падения цен нефти не ожидается, они сохранятся, очевидно, в диапазоне 55-65 долларов за баррель. Некоторое усиление в экономике будет поддерживать зарплаты по темпу роста приблизительно на нынешнем уровне.
То есть по итогам текущего и следующего года средняя начисленная зарплата поднимется примерно на 5-6%. Значительного повышения зарплат не стоит ожидать. Пока ещё в экономике сохраняется очень осторожный взгляд на возможности улучшения ситуации. Рост хрупкий и ненадёжный, рентабельность в производстве товаров и услуг низкая, поэтому работодатели не склонны существенно увеличивать оплату труда. Пенсии неработающих пенсионеров и зарплаты бюджетников в следующем году будут индексироваться в соответствии с ростом цен. Минфин закладывает расходы на данные цели в бюджете.
Снижение реальных доходов, считает Марк Гойхман, прекратится в 2017 г. , поскольку текущая динамика доходов и инфляции располагает к этому. А в 2018 г. они могут подняться на 1-1,5%, учитывая перечисленные обстоятельства и на фоне стабилизации инфляции. Прогноз Минэкономразвития по росту реальных доходов населения составляет 1,2% в 2017 г. и 2,1% в 2018 г. Пока эти цифры выглядят завышенными.
А для возврата реальных доходов к докризисному уровню 2014 г. после падения примерно на 10%, потребуется период приблизительно до 2022-2023 г. Чтобы расти более быстрыми темпами, примерно на 3-4% в год, необходим экономический рост не менее 3% в год, повышение зарплат на 10%, увеличение в доходах доли оплаты труда, поступлений от предпринимательской деятельности и от собственности. Пока такие параметры недостижимы, уверен Марк Гойхман.
Секрет социализма: госэкономика это низкие доходы
Минэкономразвития РФ предполагает средний рост экономики России до 2020 года на уровне 2,2%, а рост курса доллара к рублю до 68 к тому же году. Таким образом, о 3% роста ВВП пока никто и не говорит, отмечает аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Оснований для более динамичного роста, выше чем 3%, пока нет, учитывая, что главным драйвером расширения ВВП остается нефть. Фактически лишь после начала роста цена на черное золото стало наблюдаться оживление российской экономики. Так, в 2017 году Brent выросла более чем на 11%. В текущем году ожидается рост ВВП по разным оценка на 2,5%, а инфляция в районе 3-4% к концу года.
Достижение этих показателей, считает аналитик, будет достаточно неплохим результатом и плацдармом для дальнейшего развития. При этом стоит отметить, что не смотря на оживление в экономике, население РФ оценивает ситуацию все еще пессимистично, отчасти небезосновательно: уровень реальных заработных плат в России практически не растет. Тем не менее, и эта ситуация постепенно меняется и продолжит меняться. Так, еще в своем июньском отчете ЦБ РФ отмечал, что наметились первые признаки перехода населения России от сберегательной модели поведения к потребительской. То есть норма сбережений в экономике осталась положительной, но начала постепенно снижаться.
Кроме того, с конца 2016 – начала 2017 г. потребители стали более благоприятно оценивать время для крупных расходов. По данным ФОМ, население увеличивало крупные траты, в том числе на ремонт и туристические поездки. Также, во II квартале 2017 г. наблюдалась активизация продаж товаров длительного пользования – бытовой электроники и мебели, началось восстановление продаж новых автомобилей.
Подобный перекос, когда экономика растет, а население этого не чувствует в России останется до тех пор, пока будет сохраняться текущая структура экономики страны, уверен Иван Капустянский. То есть на данный момент в РФ преобладает крупный бизнес и государственные компании, соответственно они в первую очередь и выигрывают от роста ВВП и роста доходов. В свою очередь, рост заработных плат при этом идет достаточно медленно, заработный платы остаются жесткими. При изменении структуры экономики в сторону малого бизнеса и частной практики ситуация способна измениться, так как в зарабатывании ВВП будет участвовать большее количество граждан, соответственно и рост доходов будет у большего количества лиц.