Несмотря на восстановление банковского кредитования и оживление экономики в целом, отечественный страховой рынок в этом году пока не демонстрирует серьезного роста. Еще в марте «Эксперт» отмечал, что в 2017 году основными трендами станут дальнейшее падение рынка автокаско, небольшой рост на рынке страхования имущества, ответственности и ипотеки. Ситуация с ОСАГО, где денежные выплаты наконец были заменены натуральным возмещением, пока тем не менее остается для страховщиков сложной. О текущих реалиях страхового рынка и его перспективах рассказал председатель совета директоров одной из старейших российских страховых компаний, САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», Андрей Зернов. «ЭНЕРГОГАРАНТ», которому в этом году исполняется 25 лет, прошел путь от специализированного до крупного универсального страховщика, который работает со всеми основными рисками физических и юридических лиц. Сегодня уставный капитал компании составляет более 2 млрд рублей, собственные средства — более 3 млрд рублей, по размеру активов компания прочно входит в число крупнейших страховщиков, в список системно значимых страховых организаций ЦБ и готова и дальше развиваться даже в текущих не самых простых условиях. Залогом развития в САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» называют финансовую устойчивость, диверсификацию и заботу о рентабельности, а не о доле рынка как таковой.
— Андрей Алексеевич, давайте начнем с темы, которая волнует большинство клиентов страховщиков — с ОСАГО. Введение натурального возмещения пока вызывает нарекания со стороны автовладельцев — а как выглядит ситуация со стороны страховщиков? Оправдались ли ожидания, что мошенничество со стороны т. н. автоюристов сократится?
— Мы не сталкивались пока ни с какими нареканиями со стороны наших клиентов в отношении натурального возмещения по ОСАГО. Клиент получает свою машину, отремонтированную на хорошем сервисе, с применением только новых запасных частей.
Другое дело, что натуральное возмещение для страховщиков, как правило, значительно дороже, чем сам бы клиент заплатил за такой ремонт.
— За счет чего так получается?
— Все очень просто: например, сам клиент не стал бы за свои кровные деньги ставить на свою семи-десятилетнюю машину новый бампер взамен поврежденного старого. Он бы просто отремонтировал этот бампер так, чтобы можно было ездить, и все. Как обычно, у каждой медали есть и вторая сторона — раз страховщики вынуждены значительно увеличивать свои затраты на ремонт, значит, и стоить их услуга будет дороже. Но поскольку стоимость услуг по ОСАГО пока регулируется государством, в неблагополучных регионах у клиентов из-за этого могут возникнуть проблемы с покупкой полиса ОСАГО. Именно поэтому во многих регионах РФ натуральное возмещение де-факто сейчас активно не работает, и количество таким образом урегулированных убытков крайне незначительно. Более того: количество направлений на ремонт по ОСАГО не выросло, а наоборот упало.
— Авторы закона о натуральном возмещении на это вряд ли рассчитывали.
— Поймите, мало принять какие-то поправки в закон с красивым названием, они заработают только в том случае, если это в принципе возможно. Ну нельзя сшить семь больших хороших шапок из одной овцы, как мы помним еще из старого советского мультфильма!
Если средняя премия по ОСАГО раз в десять меньше средней премии по КАСКО — страховщик просто физически не в состоянии отремонтировать за уплаченные по ОСАГО деньги автомобиль по расценкам дилера. Как бы этого законодатели не требовали, экономически это невозможно.
— Каков выход?
— Либо нужно разрешать страховщикам ремонтировать автомобили так, как де-факто клиенты это делают сами, в том числе с применением не новых запасных частей, либо премию по ОСАГО нужно повышать, приближая ее к премии по страхованию КАСКО. Другого выхода нет.
— То есть ожидать, что ОСАГО станет прибыльным видом страхования, не приходится?
— Что вы! Какая прибыль от страхования ОСАГО! Если бывший лидер рынка по ОСАГО в разы сокращает на нем свое присутствие, ряд крупных страховщиков совсем отказались от лицензии по ОСАГО, а остальные всерьез этот вариант рассматривают?! Если будут приняты необходимые меры по спасению рынка ОСАГО, включая либерализацию тарифов, а главное — это наведение порядка с правоприменительной судебной практикой и борьбой правоохранителей с мошенниками, то возможно, 2018 год и будет годом роста и развития этого рынка, но в 2017 году этого однозначно не случится. Без серьезных усилий со стороны всех ветвей власти ОСАГО вывести из кризиса нельзя.
С надеждой на изменения
— Как обстоит дело с кредитными видами страхования — в этом году страхование физлиц растет, кредитные ставки снижаются. Наблюдается ли оживление на страховом рынке в связи с этим? Каков прогноз на 2017 и 2018 годы?
— Да, конечно, мы видим определенное оживление рынка страхования имущества, жизни и здоровья физических и юридических лиц, связанных с кредитами, в первую очередь с ипотекой, но пока мы ожидаем в среднем по рынку совсем небольшой прирост в 2017 году (не более 5–7%) и прогноз по росту рынка на 2018 год также пока примерно такой же.
— Что происходит со страхованием корпоративных клиентов — какие направления здесь показывают подъем, какие стагнируют?
— Страхование корпоративных клиентов состоит из множества различных видов страхования. Поэтому каждый вид страхования нужно рассматривать отдельно. Например, ДМС показывает положительный прирост за счет индексации цен на лекарства, материалы и оборудование ЛПУ. Страхование строительно-монтажных рисков переживает спад за счет уменьшения объемов нового строительства. Бруттопремия по договорам страхования имущества предприятий также не растет — из-за падения тарифов и крайне жесткой конкуренции. По нашим данным, только страхование грузов переживает определенный подъем, связанный с ростом объемов грузоперевозок. В общем, рынок корпоративного страхования пока не растет, и на изменение ситуации в 2018 году остается только надеяться.
Вопрос в устойчивости
— ЦБ последовательно ужесточает требования к активам и капиталу страховщиков, какие изменения в регулировании вы считаете самыми важными? Продолжится ли консолидация страхового рынка?
— Мы считаем, что самым важным стало достижение ЦБ ситуации, когда страховщики, не имеющие реальных активов, удалены с рынка. Понятно, что в ситуации с крайне жесткой конкуренцией и общей стагнацией рынка страхования «нежизни» на рынке выживут только сильнейшие страховщики и количество страховых компаний в ближайшие годы значительно уменьшится. Если компании будут уходить с рынка цивилизованно, то тогда клиенты от этого ничего не потеряют.
— Как на таком жестком рынке страховщики могут выжить? И какие рекомендации клиентам страховых компаний вы можете дать?
— На самом деле все просто — выживут на рынке только страховщики, которые, с одной стороны, смогут хорошо обслуживать клиентов, а с другой — сохранять свою финансовую устойчивость. Возможно это только при разумном балансе между ценой за страхование и объемом покрываемых по договору страхования рисков. Если в компании работает профессиональная команда, если эта компания имеет высокие международные и национальные рейтинги и большой опыт работы на рынке, то тогда она в состоянии будет соблюсти необходимый баланс интересов между желанием клиентов получить как можно больше страховых выплат и желанием своих акционеров получить максимально возможную прибыль. Поэтому сейчас клиентам нужно выбирать не самую дешевую страховую услугу и не самые привлекательные условия — клиенты должны выбирать стабильно работающую страховую компанию, с безупречной репутацией и хорошим финансовым положением.
— Кстати о выборе стабильной компании: в этом году САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» исполняется 25 лет. Для российского страхового рынка это серьезный срок. Ваша компания проделала путь от специализированного страховщика крупных рисков в энергетической сфере до крупного универсального страховщика. Как выглядит стратегия развития САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»? На что вы делаете ставку?
— САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» была учреждена летом 1992 года и поначалу занималась страхованием специализированных рисков. К 1996 году мы уже обслуживали более 70% общего страхового рынка электроэнергетики и начали осваивать новые направления. Тогда пришло понимание, что для успешной и стабильной работы необходимо иметь максимально широкую клиентскую базу, причем заниматься страхованием рисков не только юридических, но и физических лиц. Так что сегодня нашими клиентами являются не только энергетические, но и нефтеперерабатывающие, металлургические и машиностроительные предприятия, а также строительные, телекоммуникационные, производственные, транспортные и лизинговые компании, банки, медицинские учреждения и сотни тысяч частных клиентов. При этом долю клиентов-физлиц в нашем портфеле мы планируем довести до 50% — это цель стратегии нашей компании.
— С чем связано такое изменение в стратегии — ведь в фокусе САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» всегда были в основном корпоративные клиенты?
— Это связано с объективными изменениями в экономике. Продолжается консолидация в большинстве отраслей. Это сопровождается усилением роли государства. При этом для страховой компании важнейшей задачей остается максимальная диверсификация бизнеса. Отсюда необходимость увеличивать розничный портфель. При этом мы не выделяем каких-то конкретных направлений, а развиваем все виды добровольного страхования — имущество, автокаско и т. д.
— САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» удается, в отличие от многих других страховщиков, не только не сокращать филиальную сеть, но даже понемногу ее наращивать.
— Действительно, мы имеем представительства во всех субъектах РФ, а в 2017 году открыли еще новые отделения в Московской области, в Сибири и на Дальнем Востоке. Наши филиалы занимаются и физлицами, и юрлицами, но главное для нас — не сеть сама по себе и даже не наращивание страховой брутто-премии. Как я уже говорил, страховая компания должна быть прежде всего устойчивой, а для этого она должна быть прибыльной. Поэтому мы стараемся наращивать страховую брутто-премию только в увязке с требуемой рентабельностью, и руководители всех наших подразделений также мотивированы именно на прибыльность.