Банк России проводит анализ стрессовых сценариев возможного ужесточения антироссийских санкций, говорится в обновленном проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2018-2020 годы, опубликованном на сайте ЦБ 10 ноября.
В ЦБ предполагают худшее: «Учитывая заявления международных партнеров о возможности дальнейшего ужесточения финансовых санкций в отношении России, Банк России проводит анализ стрессовых сценариев для оценки возможных эффектов и способности адаптации к ним финансового сектора», — подчеркнули чиновники. Результаты проведенных стресс-тестов регулятор опубликует в специальном обзоре финансовой стабильности и обзоре рисков финансовых рынков.
То, что ЦБ рассматривает возможность ужесточения санкций, логично, полагает старший анали тик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. Он пытается выработать меры, которые, в случае введения нового пакета санкций могут скомпенсировать их негативное влияние. Так, важным фактором может стать введение ограничений на вложения российский госдолг. Учитывая, что по данным регулятора сейчас около 30% ОФЗ принадлежит иностранцам, введение запрета на их покупку может привести к тому, что нерезиденты, по крайней мере их часть, будет вынуждена закрыть текущие позиции и вывести средства с рынка.
Это станет существенным негативным фактором как для рынка рублевого долга, так и для национальной валюты - вывод средств иностранных инвесторов из ОФЗ приведет к резкому росту спроса на валюту, а значит и к «взрывному» ослаблению рубля. И к такой ситуации регулятору надо быть готовым заранее, чтобы не рассчитывать меры и их влияние уже по факту случившегося, а быть готовым в момент ужесточения санкций просто применить механизмы, способные не допустить дестабилизацию ситуации.
Что же касается сценариев, то, уверен Богдан Зварич, безусловно, ужесточение санкций возможно, особенно учитывая, разыгрываемую «карту» с вмешательством России в американские выборы. Что же касается конкретных мер, то введение ограничений на вложения в российский долг выглядит самым вероятным и наиболее болезненным. Если же говорить об использовании санкций в конкурентной борьбе, то, действительно, такое происходит.
Так, можно вспомнить ограничения, накладываемые на трубопроводные проекты Газпрома в Европу, куда США пытается пробиться с поставками СПГ. Там самым Штаты пытаются сократить долю Газпрома на европейском рынке, что приведет к подъему цен и сделает СПГ более привлекательным, так как пока его цена существенно выше газа, поставляемого по трубопроводам.
«То, что нас не убивает — делает сильнее» — одна маленькая, но гениальная фраза, которую когда-то сказал малоизвестный философ Фридрих Ницше, говорит президент Singapore Castle Family Office Эльдияр Муратов, актуальна во все времена и очень хорошо адаптировалась в реалии антироссийских санкций. Вначале был шок, потом в боку закололо, далее открылось второе дыхание в виде программы импортозамещения, адаптация и вновь мы готовимся к новой потенциальной встряске.
Новые антироссийские санкции, полагает эксперт, однозначно возможны и, вероятно, довольно скоро, так как на прошлый пакет от США, Россия отреагировала довольно спокойно. Возможные санкции однозначно будут затрагивать самые уязвимые, по мнению Запада, места экономики России, а именно те фундаментальные отрасли, на которых она и держится, такие как нефтегазовая отрасль. К примеру, путем дальнейшего ограничения строительства нефтепроводов или ограничения потребления российских природных ресурсов.
Также Эльдияр Муратов не исключает что-то вроде инвестиционной блокады со стороны западных инвесторов. Однако он считает, что благодаря адаптации ущерб от санкций будет ежегодно сокращаться. «Инвестиционную блокаду», следует отметить, тоже можно считать маловероятным сценарием, так как интересы иностранного бизнеса в России слишком обширны.