В конце ноября на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО, Ямал) ожидается запуск в эксплуатацию первой очереди крупнейшего арктического завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ». Проект в поселке Сабетта уже является международным, но именно нашей стране к середине нынешнего века, по оценкам экспертов, он позволит стать мировым лидером по экспорту СПГ Северным морским путём, закрепив за Ямалом роль флагмана России в Арктике.
По итогам 2016 года на долю ЯНАО уже пришлось более половины валового регионального продукта, произведенного во всей Арктической зоне России, и 72% всех инвестиций в российскую Арктику. Здесь же – в регионе, где живут чуть больше полумиллиона человек, было сдано больше половины (53,4%) всего объема жилья, введенного во всех российских арктических городах и поселках в прошлом году. Пуск таких индустриальных объектов, как Новопортовский и Мессояхский центры по добыче нефти и газа, «Ямал СПГ», строительство морского порта Сабетта и железнодорожной инфраструктуры еще больше «разгоняют» экономику и ЯНАО, и всей страны. Впервые за последние несколько лет бюджет округа на 2018-2020 года сверстан бездефицитным.
Обо всем об этом – в online интервью губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина на сайте Эксперт online 20 ноября в 10.00 часов по московскому времени. По рейтингу «открытости для общения» глава Ямала, так же как и его округ, прочно удерживает первые места в стране. Поэтому Дмитрий Кобылкин готов ответить на вопросы не только о новых проектах и социально-экономическом развитии центра российской Арктики, но и о том, как российских губернаторов проверяют «на профессиональную выносливость», почему Китай помимо СПГ интересуется ещё и оленьими пастбищами.
-В прессе несколько раз звучали заявления о том, что первая очередь «Ямал СПГ» будет запущена в эксплуатацию уже в ноябре этого года. Как там обстоят дела, Дмитрий Николаевич? А.Савельев, Москва
-Действительно, запуск в эксплуатацию первой очереди самого крупного арктического завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ», который строится на полуострове Ямал, намечен на ближайшие дни. Это событие, без преувеличения, историческое. Благодаря этому заводу в российской Арктике, на Ямале создается самое современное высокотехнологичное перерабатывающее производство, продукция которого будет востребована в мире.
Этот проект является символом международной кооперации в Арктике. Несмотря на санкции, в его финансировании приняли участие финансовые институты России, Китая, Италии, Франции. Сам завод построен по лучшим в мире технологиям.
«Ямал СПГ» станет одним из мощных источников пополнения и федерального, и регионального бюджетов. Но дело не только в налоговых поступлениях. Благодаря этой стройке по всей России появилось, в общей сложности, около 60 тысяч новых рабочих мест, более 600 российских предприятий уже получили заказы на 580 миллиардов рублей.
НОВАТЭК сейчас начал подготовку к строительству второго СПГ-завода на полуострове Гыдан (ЯНАО). Достигнуты договоренности с банком развития Китая и с Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией по совместной работе в рамках проекта «Арктик СПГ 2». Реализация этого проекта, по оценке экспертов, также создаст в России 50-60 тысяч новых рабочих мест. Например, в Мурманской области, где на судоверфях начато строительство гидравлических платформ для «Арктик СПГ 2», будет задействовано порядка 10 тысяч рабочих мест.
Международный морской порт Сабетта четвертый год работает круглогодично: за прошлый год им было принято и обслужено около 1200 судов различного класса. Уже сейчас через ямальский порт доставляются грузы не только для СПГ-завода, но и для нефтехимических предприятий УрФО.
В дальнейшем – по мере ввода в строй следующих очередей «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2» и других перерабатывающих производств в ЯНАО, именно Ямал и Сабетта станут главными драйверами развития Севморпути. Первый в своем классе танкер арктического класса «Кристоф де Маржери» в августе этого года уже доставил СПГ из Норвегии в Южную Корею всего за 15 дней, причем без сопровождения ледокола. А таких судов специально для проекта «Ямал СПГ» сейчас строится 15. При запуске всех заводов СПГ на Ямале возможно в год производить до 80 миллионов тонн сжиженного природного газа и создать хаб с долей на мировом рынке СПГ более 15 процентов.
-Я слышал о том, что со временем все суда, которые ходят в Арктике, должны быть переведены с мазута и дизельного топлива на сжиженный природный газ. Так ли это? Ничипоренко. Мурманск
- Наша главная задача – и президент России Владимир Владимирович Путин неоднократно обращал на это внимание – чтобы мы при освоении огромных богатств Арктики исходили из главного принципа – не навредить.
СПГ на порядок экологичнее, чем существующее на сегодня судовое топливо. Об этом говорят и мировые аналитики. Двигатели нового танкерного флота ледового класса, который сейчас строится, изначально спроектированы для работы на сжиженном природном газе. На Ямале мы будем переводить на СПГ-топливо и наш речной пассажирский флот, и я уверен, потребность в этом виде топлива будет только возрастать.
-В конце октября над нами в тундре ракета «Тополь» пролетела. Потом уже узнали, что это учения были. А вообще, военные будут у нас? Часть военная какая-нибудь? Семья Окотэтто, Ямальский район
-Ямал – сугубо мирный регион, но вопросы его комплексной безопасности на особом контроле. Сейчас у нас действует несколько межведомственных комиссий по предотвращению террористических угроз, чрезвычайных ситуаций, обеспечения общественной безопасности. Отдельно стоит отметить усиление структур Нацгвардии, успешно себя показывает отряд спецназначения «Север». В поселке Сабетта сформирован и действует пограничный пункт. Повышено внимание к вопросам безопасности в аэропортах, вокзалах, на транспорте, в целом на всех инфраструктурных объектах и объектах жизнеобеспечения.
На рабочей встрече с министром МЧС Владимиром Андреевичем Пучковым мы подробно обсуждали вопрос создания арктического центра МЧС на территории Ямала. Гражданская авиация укрепляется, пополняется парк малой авиации. В перспективе гидросамолеты арктической модификации могут быть полезны для помощи судам на Севморпути. К вопросам безопасности стратегических объектов пристальное внимание и со стороны компаний ТЭК. Научный комплекс и ответственные структуры обеспечивают соблюдение экологической безопасности в ямальской Арктике.
Мы рассматриваем Арктику как площадку для мирного диалога и реализации совместных гуманитарных проектов без военного присутствия. Но у округа крепкие связи с Министерством обороны России. Во время прошлогодней вспышки сибирской язвы в округе была проведена настоящая спасательная операция. И она показала, насколько важна для Арктики безопасность, и роль транспортной инфраструктуры в ней. И учения – неотъемлемая часть национальной безопасности.
-Последние 10 лет численность населения округа стабилизировалась на уровне 540 тысяч человек. При всем при этом по обеспеченности разного рода социальными благами и темпами развития Ваш округ традиционно лидирует среди российских регионов. Значит ли это, что со временем население округа удвоится?
А.В.Самойлов, социолог
- Исключать такого не буду. Ямал находится в группе регионов с положительным естественным приростом и уже несколько лет является абсолютным лидером по данному показателю среди субъектов Арктической зоны России. Но давайте будем реалистами; численность населения того или иного региона определяют не только темпы его развития и благосостояния, но и климатические условия. А они у нас экстремальные, арктические.
Сейчас крупные индустриальные проекты, которые у нас запускаются, формируют запрос, а значит, и приток людей на новые рабочие места. Кто-то остается, кто-то уезжает. Это нормально. Сегодня потребность в рабочей силе по ряду направлений компенсируется вахтовым методом из других регионов страны. Мы всерьез рассматриваем возможность развития рынка доступного арендного жилья для привлечения молодых профессионалов. Такой опыт у российских регионов есть.
-Ваши оппоненты часто критикуют государственно-частное партнерство, на принципах которого сейчас строятся многие объекты на Ямале. Будет ли продолжено практика ГЧП в Вашем регионе? Савельев, Екатеринбург
- У нас на Крайнем Севере нет другого выхода, кроме тесного сотрудничества между государством и бизнесом. Потому что любое строительство здесь гораздо дороже, чем в регионах с более мягким климатом и развитой дорожной инфраструктурой. И за счет только одного бюджета или одного бизнеса эти объекты не потянуть. Например, в социальной сфере на принципах ГЧП у нас 8 объектов – 7 детсадов и 1 школа. Эти проекты, инвестором которого выступает ГСК «ВИС», по мнению Агентства стратегических инициатив и федерального Центра развития ГЧП, одни из лучших российских практик государственно-частного партнерства в соцсфере. На принципах ГЧП в округе будет реконструироваться аэропорт в Новом Уренгое, построен крупнейший в Арктике рыбоводный завод в поселке Харп, да и строительство нового российского арктического порта в Сабетте стоимостью более 100 миллиардов рублей тоже было бы невозможно без государственно-частного партнерства. На очереди – тесное сотрудничества государства и бизнеса в строительстве железнодорожных магистралей – участка «Бованенково-Сабетта» и Северного широтного хода. В одиночку здесь ничего быстро не построить. И, уверен, никто не будет спорить о том, насколько национальной экономике нужны и важны эти проекты.
- В начале октября по открытой подписке были размещены облигации Ямало-Ненецкого автономного округа. Я, к сожалению, узнал об этом поздно и купить не успел. Предусмотрен ли дополнительный выпуск? Харитонов, Ханты-Мансийск
- Сообщение об эмиссии пятилетних облигаций Ямало-Ненецкого автономного округа на сумму один миллиард рублей с доходностью 9,25 процентов годовых было размещено на сайте правительства региона и в СМИ 9 октября. А уже 18 октября банки-агенты получили заявок на приобретение облигаций на сумму в 1,5 миллиарда рублей почти из 30 регионов России. Все было продано в первые сутки. В финансовых организациях отмечают, что большую часть ценных бумаг региона приобрели сами ямальцы. И для меня это очень важный показатель, прежде всего, веры жителей округа в поступательное развитие родной земли. Представленный займ был раскуплен, в том числе, и жителями Югры. Но дополнительный выпуск облигаций мы пока не планируем.
-В последнее время администрация Президента взяла курс на ужесточение требований к губернаторам. Такое впечатление, что их проверяют на «профессиональную выносливость», способность быстро и эффективно принимать решения в экстремальных ситуациях. Но одновременно и учат этому. Вам тоже приходится учиться новым методам в управлении? А.В.Богданов, политолог, Москва.
- У меня каждый рабочий день как экстремальный урок. Люди учат или, к сожалению, чрезвычайные ситуации. Но целенаправленное обучение по направлениям и новым экономическим, и управленческим моделям, я, конечно, прохожу в президентской академии. До этого прошел курс обучения в школе управления Сколково. Знаю об экстремальных тренингах, но закаляют – реальные обстоятельства. У губернатора нет спокойных дней. Одна из самых хороших школ – командообразование. Команда укрепляется в работе, в решении каждодневных и очень непростых задач.
- Как ваши олени в этом году? Будете продавать на иностранный рынок? Или вы отправлять только в Финляндия? Гамбург
- Оленеводство сегодня развивается по «дорожной карте», которую мы вместе с коренными жителями приняли на ближайшую перспективу. Повторюсь, все стадо северного оленя сейчас прививается и защищено от потенциальных заболеваний.
Да, предприятием «Ямальские олени» в страны Европы – Швецию, Германию и Финляндию было отправлено более трёх тысяч тонн оленины. В том числе в Германию (до 2014 года) – почти 700 тонн мяса.
В этом году право экспорта оленины в Европу получило второе ямальское предприятие – «Паюта». Присвоенный предприятию еврономер вступил в силу 12 ноября текущего года, и сейчас на мясоперерабатывающем комплексе в Приуральском районе работают партнёры из Германии. Они знакомятся с производством, дают рекомендации по заготовке мяса в соответствии со своими требованиями. При этом комплекс «Паюта» готов предложитьпокупателям не только мясо, но и оленьи шкуры. И рынок для любителей ямальских деликатесов будем расширять.
-Будучи недавно в Шияне, услышал, что там будут продавать оленину с Ямала. Какие еще проекты у вас есть с Китаем? А.С.Виноградов.
-Китай постепенно становится одним из основных торгово-промышленных партнеров Ямала. Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) и Фонду Шёлкового пути принадлежит 29,9 процентов «Ямал СПГ», и уже сейчас ясно, что Китай займёт одно из главных мест в «Арктик СПГ 2». Часть нефти, которая с севера Ямала сейчас поступает в единую трубопроводную систему страны через магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе», тоже идет в Китай. Китайские компании активно предлагают технологии и оборудование.
Мы, в свою очередь, устанавливаем контакты с китайскими производителями биопрепаратов из продукции оленеводства и предполагаем создание на территории региона совместных предприятий по глубокой переработке продукции оленеводства. Одним из первых таких проектов, очевидно, станет сотрудничество между китайской продовольственной компанией «ВОЧИ» и ямальским предприятием «Ныда-Ресурс» в сфере совместной переработки продукции на основе мяса северного оленя, рыбы и дикоросов. Кроме того, китайская сторона выразила заинтересованность в открытии в городе Шиян хлебопекарни и кулинарии по российским технологиям.
-Вы очистили от старых загрязнений остров Белый в Карском море. Взялись за очистку острова Вилькицкого. А как обстоят дела на «материке»? Шунгарев, Москва
-Начало формыНачиная с 2013 года, на Ямале ликвидировано девять крупных объектов накопленного вреда окружающей среде, в хозяйственный оборот возвращены участки площадью около 100 гектаров, масса вывезенных отходов превысила 2,5 тысячи тонн. Буквально недавно завершены работы по ликвидации бывшей производственной базы на Холмогорском шоссе, которая находилась на землях лесного фонда в границах города Ноябрьска. Сейчас в округе на контроле 86 экологических «горячих точек»: брошенные десятилетия назад старые геологоразведочные базы, военные объекты и объекты связи.
Нам качественно помогает ТЭК, предприятия принимают самое активное участие в ликвидации накопленного еще в советские годы экологического ущерба природе Ямала. Только в 2017 году ими ликвидированы более 250 старых геологоразведочных скважин. Но требуется федеральное регулирование вопроса.
Отмечу, буквально все население нашего округа активно включилось в процесс очистки Ямала. В результате акций и субботников, проведённых с начала этого года очищена территория общей площадью около 11 тысяч гектаров: убран мусор в городах и посёлках, расчищены зоны отдыха вблизи рек и озер, в пригородных лесах. Отдельно отличились молодые волонтеры.
Ямальская Арктика активно «зеленеет». Только в одном городе округа – Лабытнанги силами жителей этим летом было высажено более двух тысяч саженцев деревьев. Надеюсь, все они приживутся... Работу продолжим. В истории есть примеры, когда целые страны становились зелеными благодаря рукотворным паркам и лесам.