Аполитичная экономика

Сергей Блинов
23 ноября 2017, 09:17

Экономика важна для политики и политиков. Но сама экономика к ним безразлична. В чём же секрет? Всё просто: «О чём бы ни шла речь, речь всегда идёт о деньгах».

Экономика важна для политики и политиков

Экономическое развитие и другие аспекты развития – такие как государственная безопасность, армия, культура, социальная сфера – тесно взаимосвязаны. Ведь экономика влияет на все сферы жизни, что отмечается даже в учебниках: «Огромный рост производства в экономиках промышленно развитых стран является одним из основных фактов современной истории и имеет чрезвычайно важные политические, военные, социальные и даже культурные последствия»[1].

Политики, находящиеся у власти заинтересованы в том, чтобы при них экономика росла. Ведь если растёт экономика, то легче решаются остальные проблемы. Исчезает бедность, улучшается благосостояние людей. В конце концов, от этого, зачастую, зависит, насколько легко им будет, например, победить на выборах.

Экономика безразлична к политике

Политики кровно заинтересованы в экономике, но, удивительным образом, экономика безразлична к ним. Многочисленные примеры подтверждают, что экономический рост никак не связан с политическим устройством той или иной страны.

Например, экономика безразлична к демократии. Есть многочисленные примеры того, как бурный экономический рост происходил в странах, которые не являлись демократическими. Как известно Гитлер вывел Германию из Великой депрессии намного раньше США. Можно привести и другие примеры: Китай, Сингапур, Чили времён Пиночета. Все эти страны в разное время показывали чудеса экономического роста, но образцами демократии их назвать невозможно.

Есть и обратные примеры: экономика Японии в последнюю четверть века стагнирует при том, что демократичность институтов в Японии (справедливость судов, верховенство закона и прочая, прочая...) такая же, как и во времена «японского экономического чуда» 70-х и 80-х годов прошлого века. Евросоюз с 2011 по 2014 год находился в кризисе, а сейчас выходит из него. Но степень демократичности в Евросоюзе в 2014 году не изменилась.

Это не значит, что быть демократичным плохо. Это лишь означает, что от демократичности не зависит экономический рост. Также безразличны для экономики другие характеристики (миролюбивость или агрессивность страны, гражданские свободы, и многое другое).

Не решают проблему экономического роста и так называемые «условия для бизнеса». Их часто считают чуть ли не волшебным средством для роста экономики. Но никаким ухудшением «условий для бизнеса» невозможно объяснить, каким образом Россия от бурного роста ВВП в третьем квартале 2008 года (+6,4%) вдруг, неожиданно, через считанные 3-6 месяцев перешла к отвесному падению в первом (-9%) и втором (-11%) кварталах 2009 года. И наоборот, Россия c 2012 года последовательно улучшает свои позиции в рейтинге “Doing business”, но вот успехи в экономике, увы не следуют за этими улучшениями.

Это не значит, что условия для бизнеса создавать не нужно. Это значит лишь, что от этого не зависит экономический рост.

Ключ к пониманию экономического роста – деньги. Реальные деньги

Ещё Милтон Фридман (нобелевский лауреат по экономике) отмечал, что Великая депрессия 1929-1933 годов произошла из-за ошибок ФРС, в результате которых денежная масса в США за этот период сократилась на 38%. Если денег становится меньше, то экономика впадает в кризис.

Фридман не дал ответа на вопрос, почему рост денежной массы не получается использовать для стимулирования экономического роста, ведь часто из-за этого только растёт инфляция, а никакого экономического роста не наблюдается.

Ответ есть: деньги надо считать в реальном выражении. То есть для экономического роста нужен не номинальный, а реальный рост денежной массы. И тогда сразу становятся понятными все взлёты и падения российской экономики за последние четверть века.

Становится понятно, почему, например, в России в 1992 году денежная масса выросла в 7 раз, но при этом ВВП не вырос, а упал на 18(!)%. Всё легко объясняется если деньги считать не в номинальном, а в реальном выражении. Да, денежная масса выросла в 7 раз, но цены выросли в 26 раз! А это значит, что денежная масса в реальном выражении, а значит и реальная покупательная способность этой денежной массы, не выросла в 7 раз, а сократилась на 72%. Этим сокращением и объясняется кризис в экономике в 1992 году и в последующие годы.

Становится понятно, почему Россия в 2008 году показала самое глубокое падение ВВП среди стран «Большой двадцатки». Дело в том, что ЦБ для защиты курса рубля решил проводить валютные интервенции и изъял в ходе этих интервенций рублёвую денежную массу в размере более 5,5 трлн. руб.

Пример наших близких соседей по СНГ – Казахстана и Азербайджана – показывает, что никакой «вынужденности» в действиях российского ЦБ в 2008 году не было, и что у него были другие способы борьбы с ослаблением рубля. При такой же зависимости от цен на нефть, при таком же давлении на курсы национальных валют, центральные банки Казахстана и Азербайджана проводили другую денежно-кредитную политику, не приводящую к сжатию денежной массы. Вместо масштабных интервенций они использовали разовое (около 20%) ослабление национальной валюты и поднимали ставки. Такая политика не приводит к сжатию денежной массы. Этим и объясняется экономический рост в 2009 году в Казахстане на 1%, а в Азербайджане на 10(!)%, в то время как в России ВВП упал на 7,8%. Россия показала худший результат среди стран «Большой двадцатки» из-за ошибок в денежно-кредитной политике.

Какая политика нужна экономике?

Итоговый вывод прост: получается, что для экономического роста важна одна разновидность политики – денежно-кредитная. Ни президент, ни премьер-министр, никакой другой вновь созданный или уже существующий государственный орган, никто не сможет переменить ситуацию в экономике, если не сможет влиять на реальную денежную массу в экономике.

Сейчас это влияние сосредоточено в руках Центрального банка России, который может инструментами денежно-кредитной политики ускорить рост реальной денежной массы до необходимых темпов[2] и добиться роста ВВП в России на 5 и более процентов в течение 5-6 месяцев.



[1] Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2011

[2] См. «Будет ли экономический рост до 2020 года», «Эксперт-онлайн» от 15.11.2017