Азию захватила мода на метро

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
27 ноября 2017, 18:16
Zuma\TASS Автор: Wang Gang
Международная выставка метро и городского рельсового транспорта в Шанхае

«Маниловские» планы

В основе бума в строительстве метро лежат кредиты Китая и Японии, сообщает Nikkei Asian Review. Азиатские гиганты соревнуются между собой за право профинансировать тот или иной инфраструктурный проект в ЮВА. В Маниле, Джакарте и Хошимине верх взяли кредиторы из Страны восходящего солнца. В этих городах метро строится в основном на деньги японской компании JICA. Однако сотрудники самой JICA признаются, что испытывают сильное давление со стороны китайских конкурентов. Пекин мечтает обойти Токио и стать лидером в транспортном планировании в регионе.

Президент Филиппин Родриго Дутерте посетил в октябре Токио и обсудил с Синдзо Абэ 7-миллиардный проект строительства метро в Маниле. Он входит в знаменитый президентский план «золотой век инфраструктуры», который оценивается в 8,4 трлн песо (165 млрд долларов). Примерно, две трети проектов этого грандиозного плана относятся к транспортному сектору: железным дорогам и автострадам, мостам, аэропортам и т.д.

Президент Дутерте, по словам советников, хочет, чтобы к концу его шестилетнего президентского срока в Маниле заработали хотя бы несколько станций метро. Манила – 13-миллионный мегаполис, раскинувшийся на площади 620 км². Власти надеются разгрузить дорожную систему при помощи подземного метро, протяженность которого составит по плану 25,3 км и которое будет иметь 13 станций. После завершения строительства продолжительность поездки из северной части Манилы в аэропорт должна сократиться с 2-3 часов до 30 минут.

Вьетнам опережает вместе с японцами

Метростроевцы Хошимина явно опережают своих коллег из Манилы. 31 октября они закончили прокладку первого подземного тоннеля, который образует первую линию метро протяженностью 20 км. Она свяжет рынок Бен Тхань в центре города с парком развлечений Суой Тьен, расположенным на северо-восточной окраине. Первая линия, которую финансируют и строят японские компании во главе с JICA, должна перевезти первых пассажиров в конце 2020 года.

Полный же план подземной транспортной системы Хошимина подразумевает шесть линий подземного метро и две линии легкого метро. Скоро планируется начать строительство 2-й и 5-й линий, которое будет финансироваться Азиатским банком развития (ADB), немецким банком KfW, правительством Испании и Европейским инвестиционным банком (EIB).

Темпы роста шестой экономики АСЕАН составляют сейчас 6% в год. Во Вьетнаме очень хотят избежать забитых наземным транспортом дорог и дефицита общественного транспорта, которые так долго терзали Джакарту и Манилу. По расчетам специалистов из Технологического университета Хошимина, заторы на дорогах уже сейчас обходятся городу примерно в 820 млн долларов в год. На улицах деловой столицы Вьетнама сейчас около 8 млн транспортных средств: 600 тыс. автомобилей и 7,4 млн мотоциклов и мотороллеров, что на 5,8% больше, чем годом ранее. Кому-то количество авто покажется не таким уж и большим для 8,5-миллионного города, но оно уже в три раза превышает прогноз специалистов на 2020 год и продолжает быстро расти. Гости Хошмина, посетившие город несколько лет назад и в этом году, отмечают явно снизившееся соотношение между мотоциклами и автомобилями на городских улицах. В столице, Ханое, метро также нет.

Президент метро

В Джакарте, где на улицы каждый день выходит тысяча новых машин, история неудачных попыток улучшить транспортную ситуацию в городе насчитывает более четверти века. Но только сейчас столичные жители могут, кажется, приготовиться вздохнуть свободно. Первая линия метро должна открыться в 2019 году. При этом новый столичный мэр Анис Басведан пообещал президенту Джоко Видодо на октябрьской инаугурации, что никаких задержек не будет.

К концу октября строительство 24-километровой Северо-южной линии было выполнено на 83%. Работы идут, утверждают строители, по графику. Метро должно начать перевозить пассажиров в марте 2019 г. Что же касается значительно более длинной – 87-километровой Восточно-западной линии, то она должна перевезти первых пассажиров в 2025 году.

Обсуждение планов строительства метро в Джакарте началось еще в восьмидесятые годы XX века. Дважды строительство даже начиналось, но быстро заканчивалось как по политическим причинам, так и по причине дефицита средств. Сейчас столичные власти утверждают, что заторы на дорогах 10-миллионной Джакарты обходятся приблизительно в 5 млрд долларов в год.

Реальное строительство метро, стоимость которого оценивается в 1,5 млрд долларов, началось лишь в 2012 году, когда столичным градоначальником стал Джоко Видодо. Львиную часть финансирования – 1,2 млрд долларов составили кредиты JICA. Джоко Видодо не потерял интереса к своему любимому детищу и после того, как стал президентом Индонезии. Он часто посещает стройку, что вселяет в джакартцев надежду, что они наконец смогут быстро передвигаться по городу.