Минфин поддержал региональные облигации

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
28 ноября 2017, 12:12

По оценке Минфина, число российских регионов, которые выйдут на рынки облигаций, может удвоиться.

ТАСС
Россия. Москва. Вид на здание Министерства финансов РФ

Проектное финансирование

Количество российских регионов, которые выйдут на рынок облигаций для займов, может увеличиться в 2017 году с 22 до 40, согласно ожиданиям министерства финансов. Такую оценку дает в презентации на сайте министерства директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Константин Вышковский: Также по итогам 2017 года планируется двукратный рост привлечения по ценным бумагам. Сейчас наибольшие объемы привлечения заемных средств регионам обеспечивают банковские и бюджетные кредиты.

В общем и целом выход на рынок долга на любом уровне, от крупного бизнеса до муниципалитетов, хорошая идея, полагает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Привлечение средств таким образом позволит не «кормить» банки лишними ставками и переплатами, видеть актуальные цены на займы и развиваться таким образом, чтобы размещения были интересны инвесторам.

«Тонкое» место таких размещений для муниципалитетов — очень слабая картина перспективы и возможные перебои с обслуживанием такого долга, считает аналитик. Это можно нивелировать, разработав стратегию развития. Инвесторам нужно понимать, что муниципалитет выходит на рынок долга не за тем, чтобы потом «проесть» привлеченный капитал, а за импульсом для развития. Как только это будет хорошо видно, проблем с привлечением средств таким способом не будет.

Так может и рост получиться

Выпуск облигаций регионами это закономерный шаг, направленный на то, чтобы в целом приучить регионы брать заемные деньги не в виде кредитов, а с помощью эмиссии ценных бумаг, соглашается аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Существует некая негласная градация регионов по степени от наихудшего к наилучшему. Условно, самый слабый регион обладает долгом, который составляет около 100% от размера налоговых доходов за год, и весь этот долг номинирован в кредитах от федерального центра. Это плохо, такие деньги неэффективно расходуются, кредиты — постоянно рефинансируются, относятся к ним, скажем так, небрежно. Это деньги, которые достаются очень легко, и поэтому не ценятся.

В качестве примера он приводит Мордовию, Хакасию, Костромскую и Астраханскую область, Калмыкию, Марий Эл и еще ряд регионов. У них отношение собственного госдолга к доходам собственного бюджета превышает 100%. Получается парадоксальная, демотивирующая управленцев ситуация: слабые регионы вовсю получают бюджетные кредиты, платят по ним невысокий процент, а сильные регионы, у которых мало долгов (Владимирская область, например), финансируют свои растущие расходы. В основном они делают это за счет коммерческих кредитов, платят более высокие проценты по этим долгам, и фактически — дотируют более слабые регионы, потому что слабые получают общие, бюджетные деньги.

То есть, объясняет Кирилл Яковенко, задача минимум — остановить сваливание в долговую яму, а задача максимум — сделать так, чтобы регионы эмитировали облигации и через это финансировали свои расходные статьи. Это будет честный способ, так как покупатель облигаций на бирже считает свои деньги и не заинтересован вкладывать их в регион, который, с его точки зрения, не покажет экономического роста.

Регионам, полагает аналитик, придется работать не только над финансовой, но и над имиджевой составляющей, убеждать инвесторов в том, что они собираются расти и развиваться, придется строить отношения с инвесторами, а не с госчиновниками. Биржа, как инструмент, очень полезна, поэтому Минфин и толкает регионы к самостоятельности, предлагая им занимать через прозрачный механизм эмиссии облигаций. Каждый регион при этом может превратиться в подобие отдельного бизнес-проекта, со своими сильными и слабыми сторонами, и это подтолкнет к экономическому росту страну в целом.