Если самураи – так сбивайте!

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
6 ноября 2017, 20:46
AP/TASS
Визит президента США Дональда Трампа с супругой Меланией в Японию

Дональд Трамп начал свое азиатское турне с посещения Японии. В ходе двухдневного визита американский президент успел и оскандалиться, и погрозить.

Я кажусь вам грубым?

Визит, в общем-то, проходил абсолютно в духе нынешнего хозяина Белого дома. Трамп не был бы Трампом, если бы даже в помешанной на протоколе Японии не нарушил бы его. И дело даже не в том, что на обеде с японским премьером Синдзо Абэ американский президент уплетал не местную еду, а стейки и гамбургеры (да, приготовленные в Японии, но из американского мяса). А в том, что он, вопреки традиции, не поклонился японскому императору во время торжественной аудиенции – лишь кивнул. Да, Трамп не первый президент, который отказывается от поклона, но этот жест лишь убедил японцев в высокомерии американского лидера.

Небольшой конфуз произошел и в ходе традиционной встречи между Трампом с местным бизнесом. Как обычно, американский лидер говорил о необходимости «паритета» в торговых отношениях. «Мы хотим свободной и эквивалентной торговли, но сейчас наша торговля с Японией не свободна и неэквивалентна. Я уверен, что все изменится», - заявил хозяин Белого дома.

Эксперты скептически относятся к этой идее Трампа. «Сложно представить, что японцы готовы будут пойти на большие уступки нежели те, которые были прописаны в Транстихоокеанском партнерстве (которое Трамп денонсировал – Эксперт Online). Особенно в таких чувствительных вопросах, как сельское хозяйство и автомобильная промышленность», - пояснил Кевин Махер, работавший ранее в Госдепе и отвечавший за связи с Японией. Однако уверенность его зиждется на донесении до слушателей элементарной мысли о том, что если они не согласятся добровольно пойти на выполнение требований Трампа, то он их принудит через тарифное регулирование.

Впрочем, американские журналисты уже обвинили президента в том, что прежде чем о чем-то просить или чем-то угрожать, нужно разобраться в проблеме и, возможно, увидеть, что проблемы нет. Так, Трамп просил японские автоконцерны перевести производство в США. «Постарайтесь производить в США машины, а не привозить их туда. Я же немногого прошу. Или эта просьба кажется Вам грубой?», - обратился к ним президент.

Бизнесменам эта просьба показалась не грубой, а бессмысленной. По данным японской Ассоциации автопроизводителей, почти 75% японских машин, продаваемых в США, производятся в Северной Америке, и большая часть из них – в самих США.

Покупайте и запускайте

Впрочем, самой громкой (как в прямом, так и в переносном смысле) темой визита стала Северная Корея. Находясь столь близко к Киму, Дональд Трамп не упустил случая еще раз донести до северокорейского лидера мысль о том, что с Америкой шутки плохи.

«Действуя совместно с нашими союзниками, американские воины готовы защитить нацию используя полный арсенал наших уникальных возможностей, - заявил Трамп в ходе выступления перед находящимися в Японии американскими военными. – Ни один диктатор, ни один режим ни одна нация – никто не должен никогда недооценивать американскую решимость. В прошлом некоторые из них недооценивали – и все закончилось для них весьма неприятно, не так ли?».

Эту же тему он поднимал и перед японским премьером – не упуская возможности привязать ее к финансовым вопросам. Трамп фактически настаивал на необходимости новых многомиллиардных закупок японцами американских вооружений. «Для нас это создаст множество рабочих мест, а для Японии – безопасность», - говорил Трамп. Ведь именно через эти закупки японские власти могут защитить страну от северокорейской ракетно-ядерной угрозы. В этом случае «премьер Абэ сможет сбивать их (ракеты КНДР – Эксперт Online)  в воздухе», - пояснил американский президент.

Это очень тонкий момент. Японские власти уже не раз заявляли о том, что будут сбивать северокорейские ракеты, которые пролетят над Страной Восходящего Солнца – однако до сих пор ни разу не осуществили такой перехват. И Трамп, по некоторым данным, был расстроен. Он якобы спросил у Синдзо Абэ почему «страна самураев» не сбила эти ракеты. Источники не раскрывают ответ японского лидера – возможно, премьер был дипломатичен, и заявил, что ракеты не сбили потому, что а) не имели права – это были всего лишь ракетные испытания и б) потому, что для этого нужно одобрение парламента, которое просто не успели получить.

Впрочем, не исключено, что премьер был не дипломатичен, а честен, и дал Трампу очевидный ответ. Самураи не сбили потому, что северокорейское руководство предупредило о последствиях – сбитая северокорейская ракета будет рассматриваться Пхеньяном как акт начала войны, со всеми вытекающими и прилетающими в сторону Японии. Война Токио не нужна, испытывать Кима Третьего на «слабо» Абэ, в отличие от Трампа, не хочет, поэтому японский премьер несколько модифицировал свою позицию. Теперь он говорит о том, что северокорейские ракеты будут сбиты только в том случае, если они будут представлять угрозу безопасности японских граждан.

Без людей нет переговоров

В ходе визита в Японию Трамп также встретился с семьями людей, похищенных северокорейскими агентами за последние несколько десятков лет. И это не просто визит вежливости – это посещение единомышленников.

Дело в том, что КНДР отказывается возвращать похищенных на Родину (или их останки, в случае, если, как утверждают северокорейские власти, эти люди уже умерли). Пхеньян против даже «временных визитов для посещения родных» (просто потому, что последний такой временный визит превратился в постоянный – несколько «похищенных», прибывших поклониться могилам предков, решили остаться в Японии, нанеся тем самым серьезный удар по реноме тогда еще живого Ким Чен Ира). Однако для японских властей и общественного мнения вопрос соотечественников весьма чувствительный. Согласно проведенному в прошлом году опросу, вопрос «похищенных» волнует почти 81,2% граждан страны. Для сравнения, возможная северокорейская ядерная атака беспокоила лишь 72,1% японцев, а северокорейских ракетных запусков опасались 71,5% опрошенных.

Находящийся под давлением общественности официальный Токио требует решения вопросов с беженцами до начала любых конструктивных японо-северокорейских переговоров. Позиция не совсем прагматичная (реалисты утверждают, что единственно возможный переговорный формат с КНДР – это разговор о временной заморозке ракетно-ядерной программе с исключением любых тем, касающихся прав человека), но она полностью устраивает Трампа, ведь ему эти конструктивные переговоры попросту не нужны – он заинтересован только в разговоре о полном, безоговорочном и верифицируемом северокорейском ракетно-ядерном разоружении. А также заинтересован в том, чтобы другие партнеры – прежде всего Япония и Южная Корея – не фрондировали и не задумывались об альтернативных двусторонних контактах с КНДР (прямо или через Китай) с целью элементарной деэскалации напряженности. Поэтому Трампу нужно сделать все возможное для того, чтобы этот «внутренний стоппер» для Токио сохранялся как можно дольше.