Неравенство лоббистов
Вашингтонское издание Politico приводит очередное свидетельство огромного разрыва между Западной и Восточной Европой. Многие центрально- и восточноевропейские страны жалуются на то, что при принятии законов объединенной Европой и распределении выгод существует очевидный и значительный перекос в сторону Запада.
Последнее тому доказательство – выбор новых мест расположения штаб-квартир медицинского и банковского регуляторов ЕС, которые готовятся к переезду из Лондона. Анализ Politico показывает, что «старая» Европа доминирует как по количеству фирм, исследовательских центров и НКО, которые занимаются мощным лоббированием своих интересов в Брюсселе, так и по расходам на лоббирование.
Список лоббистов возглавляют лоббисты из Бельгии. В этом нет ничего удивительного – в этом королевстве располагается столица объединенной Европы. Бельгийские лоббисты потратили в прошлом году на лоббирование своих интересов 427 млн евро. За ними с большим отрывом идут организации, штаб-квартиры которых находятся в Германии, потратившие на лоббирование «всего лишь» 181 млн евро. Далее следуют британские и французские лоббисты с 154 млн и 106 млн евро соответственно.
Перечислять все «старые» страны, организации которых активно лоббируют свои интересы в Брюсселе, нет смысла. Достаточно сказать, что Польша, крупнейший представитель «новой» Европы, находящаяся на шестом месте по численности населения, уступает в рейтинге лоббистов таким странам, как Австрия, Дания и Португалия, значительно уступающим ей по суммарному населению. В целом же, 95% расходов европейских лоббистов приходится на Западную Европу.
«В том, что компании и организации, обладающие большими ресурсами и в основном находящиеся в старых европейских странах, тратят больше средств на то, чтобы пытаться влиять на принятие политических и иных решений, нет ничего удивительного, - комментирует итоги исследования Арнальдо Абруззини, директор торговой ассоциации Eurochambres, представляющей 20 млн компаний и фирм в 43 государствах. - Это неизбежно и закономерно».
Частично пропасть между расходами лоббистов из разных частей Европы можно объяснить и культурными различиями между народами, живущими на континенте. Отдельные «старые» европейские страны, например, Великобритания, обладают давней традицией лоббирования и энергично этим пользуются.
Сколько стоят нужные кому-то решения
Рейтинг прозрачности объединенной Европы, данными которого пользовались аналитики Politico, был создан почти десятилетие назад Европарламентом и Еврокомиссией. Он используется компаниями, ассоциациями и НКО, которые дают данные о том, сколько денег они тратят на лоббирование своих интересов в коридорах европейской власти. Сейчас по сравнению с моментом создания рейтинга количество лоббистов в нем выросло в 35 (!) раз. Причем, наиболее стремительный рост зафиксирован в последние несколько лет. Вполне возможно, эта тенденция объясняется тем, что получить легальный доступ к высокопоставленным европейским чиновникам могут лишь лоббисты, состоящие в рейтинге прозрачности ЕС.
Почти 1,7 млрд евро, потраченные европейскими лоббистами в прошлом году, это расходы лоббистов из рейтинга. Ясно, что реальная сумма, учитывающая расходы и незарегистрированных лоббистов, значительно выше.
Расходы европейских лоббистов постепенно приближаются к расходам американских коллег. По данным Центра ответственной политики (CRP), в прошлом году зарегистрированные американские НКО потратили на лоббирование своих интересов 3,15 млрд долларов.
Крупнейшим европейским лоббистом в 2016 году был Европейский совет химической промышленности (ECIC), потративший на лоббирование 12,1 млн евро. Далее маркетинговое агентство FleishmanHillard и страховая федерация Insurance Europe (по 7 млн евро), гостиничная компания Interel (5), коммуникационная фирма Burson Marsteller (4,7), деловая федерация BusinessEurope (4,2). Все они находятся в «старых» европейских странах. В первой двадцатке лоббистов и такие фирмы и банки, как Deutsche Bank, Google, Microsoft, ExxonMobil и Shell.
В общеевропейской семье без лоббирования никуда
Больше всего удивляет даже не потраченные суммы, а разрыв в расходах между лоббистами из «старой» и «новой» Европы, которых в первой двадцатке нет. Восточноевропейские лоббисты сильно отстают в сравнении с коллегами даже из, скажем, Африки, которые лоббируют свои интересы в ЕК. Так, компании и НКО из Марокко, которые сейчас пытаются добиться выгодного торгового соглашения с объединенной Европой, потратили в этом году больше денег, чем 7 европейских стран с востока континента. Кенийские организации потратили на лоббирование больше, чем Словения, Латвия, Хорватия и Эстония, вместе взятые.
Центральной и Восточной Европе, считает Politico, следует как можно быстрее понять, что без лоббирования своих интересов они будут не сближаться, а еще больше отставать от Запада как по уровню доходов, так и по всем остальным показателям. Бизнесмены в восточной части континента до сих пор не очень четко понимают, как сильно Брюссель влияет на всю их жизнь. Для них лоббирование – новинка, тонкости которой им еще предстоит познать. И чем скорее они это сделают, тем будет лучше для их стран и их соотечественников.