У россиян проснулась надежда

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
15 декабря 2017, 11:48
ТАСС Автор: Станислав Красильников

Лучше бывало

Исследовательская компания GfK опубликовала итоги всероссийского опроса, на основе которого был рассчитан индекс потребительских настроений «Время больших надежд». По данным исследования, 81% россиян ожидают, что 2018 год будет для них и их семьи «хорошим или скорее хорошим». Это самый высокий показатель за все время изучения ожиданий потребителей. Кроме того,75% опрошенных считают, что и для России 2018 год должен быть «хорошим или скорее хорошим».

Для сравнения приводятся данные за «относительно беззаботное» время экономического роста в 2006-2007 годах. Тогда доля тех, кто с уверенностью смотрел в собственное будущее, достигала 78-79%, будущее страны 74%.

Произошел прорыв и в оценке текущего положения: 41% опрошенных сказали, что уходящий год для России был «хорошим или скорее хорошим». Итоги 2016 года оценивали как позитивные лишь 28% опрошенных.

«Индекс потребительских настроений в России вышел на докризисный уровень по всем показателям», — прокомментировал результаты исследования генеральный директор (CEO) GfK Rus Александр Демидов.

Свежий фактор

2016 год скорее был похож на подготовительный этап, где россияне еще не уверенно смотрели в следующий год, отмечает партнер практики «Промышленность» АО «НЭО Центр» Александр Ракша. Причины изменений настроений, по его словам, кроются в снижении уровня инфляции и относительной экономической стабильности, а также в более устойчивом состоянии рынка труда.

Что касается фактора экономики, то здесь, уверен эксперт, большую роль сыграло относительно устойчивое положение нефтяных цен, а также то что они были в среднем выше той цены, что заложена в бюджет, что позволяет правительству до сегодняшнего дня наращивать валютные интервенции, зарабатывая на сверхдоходах.

По данным Александра Ракши, настроения россиян начали демонстрировать положительные оценки только со второго квартала текущего года. Еще один индекс потребительского доверия — по версии Nielsen за этот период впервые с начала 2016 года достиг 70 пунктов, плюс 7 п.п. по отношению к предыдущему периоду. Показатель включает оценку потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовность тратить денежные средства

Оценки э в середине года подтвердились. Так в июне этого года розничная торговля продемонстрировала рост на 1,2% и далее она укрепилась. Низкая инфляция способствовала росту продаж в сегменте развлечений, бытовой и цифровой техники, россияне стали больше посещать кафе и рестораны, также в этом году существенно оживился рынок легковых автомобилей.

Как бы оно не того

Но значение наиболее известных индексов потребительской уверенности все равно еще не дотягивают до уровня 2014 года, предупреждает Александр Ракша. Экономить в России продолжают на всем, что видно по пока еще низкому уровню роста туристического сектора и относительно неуверенному росту зарплат, стабильная инфляция лишь сдерживает фактор роста цен, но не подогревает рост спроса на товары не первой необходимости.

Он также считает, что на потребительскую уверенность и экономические настроения в целом негативно повлияет решение правительства об отмене налоговых каникул по налогу на движимое имущество для бизнеса, так же в минус будет решение о росте акцизов на легковые автомобили и значительное повышение утилизационного сбора, которое сейчас обсуждается в правительстве. С нового года ожидается серьезное повышение цен на бензин и дизельное топливо, что подогреет цены и в магазинах. «Инфляционные победы ЦБ вряд ли смогут сдержать аппетиты продавцов, в свое ценники они будут закладывать убытки от возросших расходов на логистику», —прогнозирует Александр Ракша.

Прирожденная уверенность

По мнению директора экспертной группы Veta Дмитрия Жарского, улучшенные ожидания складываются из стабильности цен, некоторого улучшения ситуации занятостью и приближения Нового года, который многие люди совершенно неосознанно ассоциируют с новыми возможностями, хотя по факту конец декабря и начало февраля наполнено возможностями всегда примерно одинаково. «Думаю, что именно укрепляющийся в течение последних двух лет рубль создает ощущение благополучия, потому что на 3-5% подешевела любимая всеми импортная электроника, смартфоны и ноутбуки, и это напоминает людям о 2010-2013 годах», — говорит он.

Приближение выборов заставляет власти делать разного рода позитивные заявления, вроде списания долгов по налогам, и это тоже создает ощущение денег, появившихся «из неоткуда», считает Дмитрий Жарский.

Также стоит обратить внимание, говорит он, что в период 2013 — 2015 годав коэффициент естественного прироста населения в России впервые с 1991 года стал положительным и теперь эти родители воспитывают детей от двух до четырех лет. Не исключив того, что всплеск рождаемости произошел из-за кризиса и низкой занятости, он отметил, что родители тоддлеров всегда ощущают окружающий мир позитивнее, да и мотивация к поиску работы у них гораздо сильнее.