Минский саммит фактически подводил черту под белорусским председательством в Организации. И, как отметил российский министр иностранных дел Сергей Лавров, председательство Минска в ОДКБ было «интенсивным, ответственным, профессиональным». Сам Александр Лукашенко постарался сделать так, чтобы саммит тоже оказался не рядовым. И речь тут даже не о его традиционном гостеприимстве (частью которого на этот раз стало выделение каждому лидеру государства-члена ОДКБ по симпатичной девушке для сопровождения), а о том, что на саммите решались реальные проблемы.
Заговорили
В частности, саммит ОДКБ провел черту под очень хлопотным для всех киргизско-казахским конфликтом. Напомним, что долгое время президенты Киргизии и Казахстана даже не встречались, а лишь перебрасывались обвинениями. «Конфликт имел предысторию, связанную с критической риторикой теперь уже бывшего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, в том числе с упоминанием событий 2010 года (когда Астана перекрыла границу по соображениям безопасности на фоне революционный событий, и это вызвало гуманитарные проблемы в Кыргызстане), но большого резонанса ситуация не имела, - поясняет глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. - Вплоть до осени, когда в период кыргызстанской предвыборной кампании президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с оппозиционным кандидатом в президенты Омурбеком Бабановым. В Бишкеке это восприняли как часть масштабного вмешательства в выборы, что вызвало несколько крайне жестких выступлений Атамбаева против казахстанской политической системы и президента Казахстана».
Словами дело не ограничились. За ними последовало ужесточение Астаной проверок на границе (под предлогом пресечения контрабанды китайских товаров через Кыргызстан) и де-факто закрытие границы, что привело к затруднению вывоза грузов из Киргизии и срыву сроков доставки товаров, в том числе транзита из Китая. В итоге внутри Евразийского союза назрел серьезный конфликт, который вел не только к убыткам, но и к разочарованию населения Кыргызстана в Москве (которая, по их мнению, не могла урезонить Астану).
Поэтому, когда с уходом Атамбаева исчез и фактор личного конфликта, его преемник Сооронбай Жээнбеков, к облегчению Кремля, предложил Назарбаеву начать отношения с чистого листа. И два лидера наконец-то встретились на саммите ОДКБ. И не просто встретились, но еще и договорились. «В Минске было достигнуто соглашение о поэтапном решении проблемы “серого импорта”, который был формальным основанием ужесточения пограничного режима. Судя по публичному заявлению, президенты приняли некоторые из рекомендаций российских экспертов, в том числе введение перекрестного контроля на границе с Китая с участием представителей институтов Евразийского союза», - продолжает Никита Мендкович.
По словам Сооронбая Жээнбекова, «в течение декабря правительства доработают Дорожную карту по урегулированию ряда вопросов», а контроль на границе будет ослаблен уже в самое ближайшее время. Назарбаев же пригласил своего коллегу посетить Казахстан, и напомнил, что «мы родственные народы, но разное случается». И для ОДКБ, и для Евразийского союза это хорошая новость. А для президента Белоруссии Александра Лукашенко – еще один пример того, что в Минске можно решать конфликты.
Угроза с юга
Впрочем, прямой обязанностью ОДКБ является не столько решение политико-экономических проблем между его участниками, сколько защита этих участников от внешних угроз. Их направление, в частности, озвучил на саммите Эмомали Рахмон. Таджикский президент попросил посодействовать укреплению таджикско-афганской границы, и ему есть, о чем беспокоиться. Ситуация в Афганистане ухудшается (даже несмотря на усиление американского военного присутствия) и ходят слухи, что через афгано-таджикскую границу в Таджикистан поедут исламисты. Сначала в вотчину Рахмона, а оттуда по всей Средней Азии.
ОДКБ стремится этого не допустить. Так, по словам министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея, организация наконец-то подготовила единый список террористических организаций. Если среднеазиатским лидерам не удалось внести туда лично неприятные им, но при этом действующие в легальном поле оппозиционные силы, то единый список станет серьезным подспорьем в антитеррористической борьбе.
Следующий саммит организации пройдет в 2018 году в Астане. Президент Назарбаев уже пообещал, что в ходе своей каденции сделает упор в том числе и на организации «практического военно-технического сотрудничества государств-членов ОДКБ», а также на повышении эффективности мер по противодействию незаконному обороту наркотиков. И если для первого есть объективные препятствия (страны-члены теоретически выразили готовность вместе бороться с терроризмом, но практически оказались не готовы подключиться к российской антитеррористической кампании в Сирии, где Москва уничтожает в том числе и террористов из Средней Азии), то для второго, опять же объективно, их нет. Кроме, пожалуй, “объективного” желания отдельных чиновников зарабатывать деньги на наркотрафике.
Наконец, члены организации еще раз подтвердили, что «ОДКБ открыта для сотрудничества с другими международными и региональными организациями в деле формирования новой архитектуры евроатлантической и евразийской безопасности». Всем понятно, что, например, угрозы, исходящие с афганского направления, нужно решать во взаимодействии с Ираном, Китаем и, если вдруг случится чудо и Вашингтон станет конструктивным, то и с Соединенными Штатами.