ЦБ создал маркетплейс с функциями мониторинга

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
20 декабря 2017, 14:21

Клиенты будут следить за финансистами, а ЦБ — за всеми в рамках создаваемого главным банком маркетплейса. Контроль за активами и транзакциями граждан в режиме онлайн будет доступен как им самим, так и Центральному банку. Впрочем, если вам нечего скрывать, кроме своей банковской тайны, про которую вспоминают все реже, возможность мониторинга может оказаться очень полезнойю

В чем смысл

Как заявил советник первого зампреда ЦБ Сергея Швецова Степан Кузнецов на Международном репо-форуме, регулятор уже определил приоритетные направления, которые будет развивать для граждан в создаваемом им маркетплейсе. Первыми финансовыми инструментами, за которыми проследит Банк России в рамках системы контроля за транзакциями российских граждан, станут вклады, ОФЗ и ОСАГО.

«Первый инструмент — вклады. Он наиболее востребованный и позволит всю систему архитектуры маркетплейса выстроить. Следующая история ОФЗ. Понятно, что есть идеи разобраться с ОСАГО как обязательным видом страхования, с которым много проблем. В этом вопросе у нас плотное взаимодействие с Российским союзом автостраховщиков. Вот это три направления, в которых мы движемся. В дальнейшем все зависит от запроса рынка», — передает агентство ТАСС слова Степана Кузнецова.

Он напомнил, что смысл маркетплейса заключается в том, чтобы граждане могли в режиме онлайн видеть свои вклады, список приобретенных ценных бумаг и выбрать компанию для оформления полиса ОСАГО. Маркетплейс создается одновременно с системой регистрации всех финансовых транзакций россиян — об этой системе Швецов объявил в начале октября. По замыслу ЦБ единая система регистрации финансовых транзакций россиян позволит потребителю видеть все свои операции в одном месте и использовать эти данные при спорах в суде, а также избежать проблемы забалансовых вкладов в банках.

Полная прозрачность

Эта площадка формируется федеральным правительством и формально будет выполнять функции портала госуслуг по информированию населения о существующих у них деньгах у любого отечественного участника финансового рынка, поясняет директор развития агентской сети УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. На начальном этапе администрирование коснется только банковской сферы и всех вкладов в них. Система позволит ЦБ наиболее полно отслеживать как активность самого человека, так и банка, которому придется все операции с клиентами проводить под контролем ЦБ.

Вторым направлением будет подсчет активов в руках граждан, что также служит двоякой цели — учесть полную налоговую базу и отслеживать активность участников с ценными бумагами. ОФЗ отследить наиболее просто, все данные есть у Минфина и профучастников, которые в свою очередь постоянно отчитываются перед ЦБ. С другими ценными бумагами дело будет продвигаться уже на базе созданного базиса по ОФЗ и через несколько лет полная база по отечественному размещению активов и банковских вкладов будет дополнительным подспорьем как в судах (вернуть деньги при банкротстве или наследовании), так и для налоговой службы.

Создание подобного портала для ОСАГО позволит учесть реальные полисы и отсечь рынок нелегальных, чтобы каждый автовладелец и представитель ГИБДД мог оперативно определить законность документа, уверен Сергей Звенигородский.

Усилить физическое лицо

Начинание Центробанка о едином маркетплейсе — крупный шаг вперёд в упорядочивании финансовых инструментов людей, полагает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Физическое лицо — изначально более слабая сторона во взаимоотношениях с банками, страховыми компаниями, институциональными участниками рынка. Единая система регистрации и информации сделок людей на финансовых рынках повышает надёжность, юридическую защищённость человека в данных сферах.

Маркетплейс не является альтернативой торговым площадкам, в частности, МосБирже, констатирует эксперт. Здесь не совершаются сделки, а фиксируются и получают дополнительное подтверждение те, которые заключены гражданином с разными институтами. Для человека это его своеобразный «бэк-офис», по аналогии со службой оформления и регистрации сделок финансовой компании. Это тем более важно в связи с тем, что мейнстрим современного развития – дистанционное предоставление услуг, зачастую безбумажное.

Гражданин, оформивший вклад, купивший ОФЗ, полис ОСАГО, может получить юридическое удостоверение данных фактов в одном месте. Вместо разрозненных элементов информации по отдельности с каждым контрагентом, появляется единая целостная система фиксации отношений человека с рынком. Это качественно повышает доверие людей к нему, будет способствовать привлечению личных инвестиций в денежный оборот, развитию более сложных инструментов. Исчезает, в частности, болезненная проблема забалансовых вкладов в банках.

Причём потребители системы — не только граждане, напоминает Марк Гойхман. Такая практика нужна им для взаимоотношений и с банками по кредитам, с налоговой службой, госуслугами. В маркетплейс, по его словам, есть смысл впоследствии добавить данные по приобретённым акциям, паям ПИФов, корпоративным и региональным облигациям, ИИС, личному и имущественному страхованию. Можно объединить базу с данными по госрегистрации личной недвижимости, автотранспорта, залогов.