Основные тезисы документа, определяющего направления работы корпорации на ближайшие пять лет, были анонсированы в июне 2017 года на встрече Главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина с президентом РФ Владимиром Путиным, а затем представлены общественности.
Специалисты НК «Роснефть» за полгода — с июня по декабрь — проработали возможные сценарии развития, провели всестороннюю оценку действующих трендов в нефтегазовой отрасли и в экономике в целом и, после тщательных расчетов, выбрали наиболее эффективные пути достижения озвученных целей.
Документ предусматривает увеличение доходности бизнеса и отдачи от основных активов за счет интенсификации их разработки, фокус на реализации ключевых проектов и изменение управленческой модели, что позволит ускоренно тиражировать новые технологии и перевести компанию на качественно новый уровень с учетом вызовов цифровой эпохи.
«Задачей компании на 5 лет является увеличение отдачи от активов и проектов в условиях серьезной волатильности внешней среды за счет развития сервисного бизнеса, снижения затрат, создания устойчивых технологических преимуществ, цифровизации, контроля за материальными потоками», — заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин после утверждения стратегии Советом директоров.
Планируется, что реализация пятилетнего плана развития прибавит 15-20% к действующей капитализации компании к 2022 году. Также «Роснефть» рассчитывает получить дополнительный свободный денежный поток в размере 420 миллиардов рублей от реализации новой стратегии на следующие пять лет, в том числе 180 миллиардов в сегменте добычи.
«Роснефть» планирует увеличить добычу жидких углеводородов (нефть и газовый конденсат) на 30 млн тонн в рамках стратегии до 2022 года, заявил в ходе презентации стратегии в Сочи глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Первый вице-президент компании по экономике и финансам Павел Федоров, отметил, что для всех бизнес-сегментов компании есть три темы, или объединяющие цели. Первая — интенсификация, то есть получение большей отдачи, применение новых производственных практик в производстве. Вторая — это выполнение задач в четко намеченные сроки в рамках запланированных бюджетов, повышение эффективности, мотивации руководства и сотрудников. Третья тема, по его словам, это культурная и технологическая трансформация бизнеса, цифровизация, использование современных практик управления.
Большие изменения планируются в секторе добычи. В компании заявили об увеличении коммерческих скоростей бурения, в частности, доля горизонтального бурения скважин должна увеличиться на треть — до 40%. При этом планируется обеспечить до 98% успешности геологоразведочных работ на суше благодаря развитию технологий и инновационным решениям.
Как отмечается в материалах «Роснефти», компания намерена замещать не менее 100% добываемых жидких углеводородов. К 2022 году корпорация намерена довести объем добычи за счет органического роста до 250 млн тонн или даже больше, как завил Павел Федоров. Наращивание произойдет отчасти за счет разработки новых перспективных проектов — Ванкорского и Эргинского кластеров, Русского и Северо-Комсомольского месторождений.
Синергетический эффект от приобретения контрольной доли в «Башнефти» уже составил 45 миллиардов рублей, еще 105 миллиардов от синергии «Роснефть» намерена получить в период с 2018 по 2022 годы, сказал представитель компании. Поступление оставшихся 20 миллиардов рублей синергетического эффекта ожидается после 2022 года.
Компания также собирается уделять особое внимание нефтехимической отрасли. Спрос на нефтехимию в мире растет все быстрее с каждым годом, поэтому в «Роснефти» решили не упускать возможные перспективы в этом сегменте: в компании намерены довести его долю до 20% от всего объема перерабатывающих мощностей. При этом финансироваться проекты будут за счет проектного финансирования.
Один из них — производство полиолефинов с помощью конверсии природного газа в Восточной Сибири. Создание нефтехимических комплексов планируется в Поволжье и на Дальнем Востоке. Кроме того, в компании говорят о перспективах в этой области в Индии, Индонезии, Китае.
Еще одно стратегическое направление работы «Роснефти» — газовый бизнес. В 2016 году компания стала крупнейшим независимым производителем газа в России, а по добыче вышла на шестое место в мире среди публичных компаний. В ближайшие три года от реализации основных проектов по добыче газа ожидают увеличения денежного потока и увеличения доли на газовом рынке России до 20% при добыче 100 млрд. кубометров.
Планируется ввод в эксплуатацию ряда новых проектов: Роспан, Харампур, Кынско-Часельская группа месторождений. По словам вице-президента «Роснефти» Влады Русаковой, компания прорабатывает возможности развития поставок российского газа через «Газпром».
«Роснефть» твердо намерена внедрять цифровые технологии на всех этапах производства. Технологическое развитие и цифровизация во всех областях деятельности являются одним из важных элементов «Стратегии-2022». Реализуются такие программы как «цифровое месторождение», «цифровой завод», «цифровая цепочка поставок», «цифровая АЗС», которые позволят автоматизировать процессы, повысить надежность и экономичность производств, сократить потери, словом, приблизить компанию к технологиям будущего — удобным и безопасным.
«Стратегия "Роснефти" ставит перед компанией реальные цели и указывает оптимальные пути их достижения. Очевидно, что были учтены все современные макроэкономические тенденции, проделана значительная работа по всем направлениям», - считает директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. Эксперт подчеркнул, что «Роснефть» представила одну из самых амбициозных стратегий среди российских бизнес-корпораций, документ полностью отвечает тем вызовам, которые стоят на сегодняшнем этапе перед нефтегазовой отраслью. «Это наиболее проработанная стратегия в отрасли, — отмечает директор Центра политической информации Алексей Мухин, — за каждым ее тезисом стоят реальные расчеты, это не голословные, декларативные утверждения, которые сплошь и рядом встречаются в такого рода документах. Это мощная стратегическая база, позволяющая осуществить прорыв в развитии компании, документ, в котором учитываются производственные возможности всех бизнес-сегментов, что позволяет, в итоге, достичь оптимальных финансовых результатов».
Цифровая экономика: Искусственный интеллект пока не может устанавливать правила управления бизнесом