На валютный рынок пришел очень сильный игрок

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
5 декабря 2017, 18:17

Правительство впервые разрешило Федеральному казначейству напрямую участвовать в торгах на валютном рынке. Вопрос в том, будет ли оно действовать в соответствии с политикой Центробанка, как официально предписано, и ЦБ получает мощного союзника, или — в своих интересах, и тогда рынок может стать более волатильным.

Станислав Тихомиров/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Российское правительство приняло постановление, которым  утверждаются правила осуществления операций на организованных торгах по управлению остатками средств на едином счёте федерального бюджета. И согласно ему, Федеральное казначейство получило право самостоятельно принимать участие в биржевых торгах валютой и производными на нее. Прежде среди финансовых инструментов, в которых Казначейство размещает деньги, валюты не было.

Предусмотрено, что сделки с иностранной валютой Федеральное казначейство будет заключать «в координации с параметрами денежно-кредитной политики Банка России». Вся информация о сделках казначейства будет открытой. Так что специалисты без труда мы смогут узнать, в самом ли деле оно координирует свои операции с линией Центробанка. Пока же у аналитиков по этому поводу есть разные мнения.

Если объяснять позицию правительства, то предоставляя Казначейству право торговать валютой, оно предлагает ведомству заработать на том, что лежит до востребования, при понятных и лимитированных рисках, путем ограничения списка возможных финансовых инструментов для инвестирования, объясняет президент Singapore Castle Family Office Эльдияр Муратов. В данном случае мы говорим про вход крупного игрока на валютный рынок с большей свободой распределения, что по всей видимости создаст новые возможности для спекулянтов на волатильности валютных курсов. Это выгодно и разумно для бюджета страны, интересно для спекулянтов, но скажется на среднем классе страны, который почувствует повышенный коэффициент волатильности на валютном рынке, делает он вывод.

Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, напротив, считает, что волатильность в результате уменьшится. Теперь вместо одного регулятора с возможностью проводить интервенции их будет как минимум два, а значит, курс рубля будет еще более управляемым, полагает он. Для граждан, организаций и бюджета это означает, что курс будет менее волатильным и предсказуемым, правда, рассчитывать на то, что, например, Казначейство сможет уберечь рубль в случае серьезной девальвации, не стоит: ни у него, ни у ЦБ просто не хватит для этого денег.  Глава Казначейства обмолвился, что «с января 2018 года ведомство может начать закупать валюту для текущих расходов бюджета и на дополнительные доходы от нефти». По словам Антонова, это может означать, что планы по покупке валюты в следующем году действительно есть, и это означает только одно: курс рубля будет снижаться.

Уровень 58,8 рублей за доллар, который установился сейчас, очень выгоден для покупки валюты, и задачей Казначейства, можно предположить, будет — купить доллары так, чтобы это не сильно обвалило курс. Но в любом случае, уверен аналитик, если Казначейство начнет покупки, курс уйдет выше 60 рублей за доллар, а потом и далее, так как поводов для продажи рубля и рублевых инструментов достаточно. Например, новый пакет финансовых санкций со стороны США, запрет инвестировать в российские ОФЗ, слабый рост потребительского спроса, снижение ключевой ставки ЦБ, сворачивание операций кэрри-трейд на валютном рынке.