Все в один год
Несмотря на то, что до больших всеевропейских выборов – выборов лидеров Европарламента, Еврокомиссии и Европейского центрального банка осталось больше года, первый залп в большой предвыборной кампании уже прозвучал, считает Politico. В понедельник пост Президента Еврогруппы, состоящей из министров финансов членов еврозоны, занял главный финансист Португалии Марио Сентено. Европейские игроки как большие, так и малые уже начали торговать услугами, проталкивать на нужные места своих людей и бороться за поддержку европейских стран. Впервые в истории объединенной Европы выборы на все главные посты в Евросоюзе пройдут в один год.
В начале 2018 года правительства еврозоны выберут вице-президента ЕЦБ. Весной 2019 года состоятся выборы в Европарламент. Лидер правоцентристского или левоцентристского блока станет президентом Еврокомиссии, а его главный конкурент возглавит Европарламент. Примерно, в то же самое время лидеры еврозоны выберут замену Марио Драги, полномочия которого истекают в октябре 2019 г. после восьми лет руководства главным европейским банком.
Как пишет Politico, ссылаясь на высокопоставленного сотрудника Министерства финансов Франции, имя которого не называется, обычно такие важные решения принимаются в самую последнюю минуту. Еще одна традиция больших европейских выборов – неписанные правила и традиции, которые, однако, часто нарушаются.
Победа Сентено означает, что первый раунд остался за Югом континента. Что же касается политической принадлежности, то победу в борьбе за пост Президента Еврогрпуппы праздновали левые. Согласно европейским политическим традициям это значит, что шансы правых и стран с Севера Европы получить другие важные посты теперь повысилсь.
Закулисные сделки
Министр финансов Люксембурга Пьер Грамена, участвовавший в выборах, пожаловался на закулисные сделки. Чашу весов в пользу Сентено перевесили Эммануэль Макрон и Ангела Меркель, договорившиеся поддерживать его в кулуарах недавнего саммита Европа-Африка. Хотя, конечно, удивление люксембургского чиновника тоже способно удивить, так как Люксембург, так сказать, свое уже получил. Жан-Клод Юнкер, соотечественник Грамена, одно время занимал одновременно посты премьер-министра и министра финансов Люксембурга, а также пост Президента Еврогруппы.
Что касается нарушения правил и традиций, то можно взять, к примеру, негласное разделение постов президента и вице-президента ЕЦБ между Югом и Севером. Нынешний вице-президент ЕЦБ Витор Констанцио, бывший президент португальского центробанка, был назначен на этот пост в 2010 году при поддержке Германии. Тогда все считали, что в 2011 году ЕЦБ возглавит президент Bundesbank Аксель Вебер, представитель Севера. Однако Вебер вызвал острую неприязнь у тогдашнего президента Франции Николя Саркози и был вынужден выйти из гонки, а пост президента ЕЦБ занял еще один южанин - итальянец Марио Драги. Так, во главе главного банка Старого Света оказались два представителя Юга.
Расклад сил на данный момент говорит за то, что традиция должна вернуться. Очень вероятно, что место Констанцио займет нынешний фаворит гонки, сосед из Испании. Министр финансов Испании Луис де Гиндос не скрывает интереса к ЕЦБ, поэтому он не стал участвовать в выборах Президента Еврогруппы, как два года назад. Назначение Гиндоса можно будет считать знаком того, что надежды Ангелы Меркель все же поставить на пост главы ЕЦБ немца наконец осуществятся. Сейчас явным фаворитом на эту должность считается президент Bundesbank Йенс Вейдманн.
Политические кочки
Конечно, кроме руководства ЕЦБ европейским лидерам следует решить вопрос с высшими постами в Брюсселе. Правда, здесь их возможности сейчас ограничены. Система «главного кандидата» была принята в 2014 году и предназначалась для того, чтобы уменьшить возможность закулисных переговоров и сделок. Ее эффективность уже была доказана назначением на пост Президента Еврокомиссии Юнкера, чему не смогла помешать недолюбливающая его канцлер Меркель.
Еще один фактор в пользу неопределенности – Эммануэль Макрон, который отказывается делать традиционный выбор между консерваторами и социалистами. Французский президент мечтает создать паневропейское движение, которое не будет ни левым, ни правым. Это значит, что у центристов в Европарламенте может не оказаться главного кандидата на пост Президента ЕК. Эммануэль Макрон может, конечно, попытаться поставить на высшие посты французских кандидатов или, по крайней мере, людей, с которыми он, по его мнению, сможет плодотворно работать.
Несмотря на то, что до выборов еще далеко, фавориты не сидят, сложа руки. Вейдманн, который всегда был ястребом, сейчас явно убавил накал своих выступлений. Это верный признак того, что он начал убеждать в своей полезности правительства южных стран.
«Власти говорят, что еще слишком рано,- объясняет один из сотрудников ЕК,- но сами кандидаты постоянно боятся, что они начнут кампанию слишком поздно. Однако не стоит забывать, что самые тщательно спланированные и отлично организованные кампании могут споткнуться о незаметные политические кочки».