«Президент Дональд Трамп признает Иерусалим – древнюю столицу еврейского народа – столицей Государства Израиль. Выполняя тем самым как свое предвыборное обещание, так и обещания множества предшествующих кандидатов в президенты. Он понимает, что вопрос Иерусалима очень чувствителен, однако не думает, что мирному процессу можно помочь игнорированием простых фактов. В Иерусалиме находится законодательная ветвь израильской власти, Верховный суд, президент и премьер-министр», - говорится на сайте Белого дома. Кроме того, Трамп приказал Госдепу готовить перенос посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Речь идет не просто о признании новой столицы – американцы фактически признают итоги войны 1967 года, после которой Израиль получил огромные территории, и в том числе Иерусалим. Тем самым они фактически отходят от основной позиции Запада и арабских стран в палестино-израильских переговорах – возвращения Израиля в границы 1967 года и выработку особого статуса для Иерусалима.
Безусловно, Израиль в восторге. Премьер-министр Беньямин Нетаньяху приветствовал решение Трампа и пообещал, что святые места в Иерусалиме сохранят статус-кво и свобода вероисповедания там сохранится. Другие же страны были настроены более скептически. Эрдоган так вообще в бешенстве. «Никто не имеет права ради личных интересов играть судьбами мусульман, которых более миллиарда», - заявил турецкий президент и пообещал созвать экстренный саммит Организации исламских государств для выработки общей гневной позиции по этому вопросу.
Москва также осудила подобное решение. По мнению российского МИД, «статус Восточного Иерусалима - это один из ключевых вопросов комплексного решения палестино-израильской проблемы, и решение Трампа «делу урегулирования, наверное, вряд ли поможет». Однако здесь со Смоленской площадью сложно согласиться. Решение Трампа стало важнейшим шагом на пути решения палестино-израильского вопроса. Реального решения, а не декларативного пути к нему.
Палестино-израильский мирный процесс идет дольше, чем ряд людей живет на свете. И просвета в нем нет. Причинами этому называют «чувствительность вопросов», «сложность истории», однако реальных причин было две.
Первая – это нежелание палестинцев (и арабов в целом) соглашаться с объективными законами международных отношений. Не с прописанными, а именно с объективными. Апелляции к решению ООН по разделу Палестины не должны работать, поскольку палестинские арабы сами отвергли это решение и захотели пересмотреть его через войну. Которую они в 1949 году проиграли, и Израиль взял территорию по праву победителя. Затем (в 1967 году) снова по такому же праву взял землю, включая Восточный Иерусалим и Западный Берег (которые тогда, кстати, контролировались не палестинцами, а Иорданией). Палестинцы отказываются это признать, и подписываться под любым соглашением, которое официально, на международном уровне закрепит за Израилем то, чем он уже владеет.
Впрочем – и это вторая причина – палестинцы вообще отказываются подписываться под любым соглашением. Лидеру Палестинской Автономии Махмуду Аббасу мир просто не нужен. Находясь в статусе «жертвы израильской агрессии» Аббас и его коллеги из правительства Палестинской Автономии купаются в иностранных грантах, но при этом не несут никакой ответственности за состояние дел в Автономии. Нет экономики? Оккупанты-израильтяне не дают нам развиваться. Нет социальной сферы? Оккупанты-израильтяне виноваты. Нет мира? Израильтяне виноваты, они же не выполняют условия мирового сообщества и не готовы отдать нам Иерусалим.
Сейчас же по этой обструкционистской позиции палестинцев нанесен серьезнейший удар. Американцы де-юре выводят вопрос Иерусалима из переговорного процесса, и де-факто вообще выводят весь вопрос о статусе Западного Берега (который до сегодняшнего дня считался лишь оккупированной Израилем территорией). Одновременно он наносит серьезный удар и по тихушнической позиции Махмуда Аббаса. Теперь Аббас должен выбирать – либо подчиниться Трампу и потерять лицо среди палестинцев, либо восстать против Трампа и потерять американскую поддержку и финансирование. Оба варианта для него плохи, однако семена этой бури он сам сеял в тот момент, когда саботировал палестино-израильский мирный процесс.