Аналитика рынка доставки суши и пиццы в России 2018
На сегодняшний день рынок доставки суши в России является серьезным сформированным сегментом сферы малого бизнеса. К слову сказать, доставка еды в России настолько популярна благодаря нашему климату, - россияне гораздо больше времени сидят дома, а также зачастую предпочитаю походам в ресторан веселые домашние посиделки с друзьями или уютные семейные вечера. И в тот, и другой виды досуга граждан и определяют высокий спрос на роллы.
Макдональдс из всех гамбургерных запросов выбран как самый частотный, поэтому приведен в качестве примера, на самом деле это не конкурентный, а смежный рынок, фактически не представленный в индустрии доставки еды.
Гугл Трендс имеет ограничение в количество сравниваемых запросов, поэтому не вошел в обзор запрос «шаурма», поэтому та же самая картинка, где кроме шавермы – шаурма, что в общем особо не меняет факт лидерства в данном рейтинга интереса пользователей к суши в России и Украине.
В Беларуси же спрос на роллы давно стабилен, а спрос на пиццу растет и уже перерос популярность к суши, для понимания причин чего необходимо проводить отдельное исследование, но интерес к суши все же значительный и, что гораздо важнее для бизнеса, растущий стабильно.
В данном исследовании далее будет рассматриваться локальный рынок доставки суши в России.
Характерной чертой рынка доставки роллов являются традиционно самые большие средние чеки в сфере суши относительно других видов доставки еды. Пиццу едят для утоления голода, поэтому в этом рынке очень большую долю занимает доля дисконт-сегмента, со средним чеком в районе 500 рублей, что существенно занижает прибыль, тогда как потребителю крайне важно скорость доставки, что заставляет заставлять тратить больше на поддержание конкурентно способной скорости доставки пиццы. Всё это не самым благоприятным образом влияет на среднюю рентабельности бизнеса в сфере доставки пиццы.
В сфере рынков доставки роллов до сих пор значительная доля компаний имеет высокие цены и средний чек выше 1000 рублей, и при этом чрезвычайно популярны у населения.
Уже давно стало очевидно, что объяснение данному феномену любви россиян к суши, многократно превышающем интерес к самой Японии, - имеет много отличий от японского рынка суши в самой Японии. Изначально рынок суши, который начал стремительно развиваться в России в начале 2000-х, пошел своим путём, и японскому стремлению к максимальной традиционности представил максимально широту вариаций. Рынок российских роллов гораздо разнообразнее рынка японских роллов, но традиционные японские тонкие роллы не имеют высокой популярности для российского потребителя.
Да и сами роллы-бестселлеры, которые знает каждый, - Филадельфия и Калифорния, вообще придуманы не так давно в США в одноимённых штатах, но популярность суши в США так и осталась относительно невелика.
Да и сам рынок суши в США сегодня основан на использовании тунца, - доступной в США рыбы, в то время как в основе российского современного рынка лежит крупный лосось, рыба дорогая и имеющая логическую связь с ощущением благостояния для покупателя.
Меню каждой компании, доставляющей роллы, структурно состоит из роллов-бестселлеров Филадельфии, Калифорнии, ролла с угрём, популярных локально роллов, а также ассортиментом холодных, запечённых в гриле, ображенных во фритюре, толстых, тонких и других вариантов роллов, - а также различные комбинации наборов из них. Кроме этого, клиентам часто предлагаются такие направления как паназиатская лапша вок, набирающая популярность за счёт своей простоты, сытности и доступной цене, а также закуски, салаты, десерты, напитки, соусы и дополнения. Некоторые компании имеют гибридные кухни и одновременно предлагают клиентам и пиццу, но не меньше популярностью пользуются компании с узкой кухней, - пиццей либо суши.
Культура домашнего досуга
Одной из причин популярности доставки роллов в России является так называемая культура домашнего досуга. Возможно, важно причиной является климат, а может и низкий уровень доходов, возможно, - национально гостеприимство и культура себя баловать в особенно приятные моменты, без необходимости хлопотать у плиты, а потом мыть и чистить и посуду.
Россияне реже ходят в рестораны, нежели европейцы либо американцы, но в имеют гораздо большее количество праздников и выходных дней в году.
При этом другой качественной характеристикой современного рынка роллов России является эстетизм потребления. В отличие от других видов фастфуда, роллы имеют эстетику потребления, что крайне увеличивает их привлекательность для известных своей склонностью к красоте и эстетике россиянок, тогда как пицца и другие виды фастфуда этой эстетики не имеют.
При всём этом в современных суши-компаниях России всё реже используются японизмы в названиях роллов и блюд, и подобная ситуация нисколько не влияет на абсолютные показатели потребления, а которых наглядно демонстрирует вордстат.
Поисковой запрос «доставка суши» -> регион Россия, яндекс вордстат. В 2018 году Яндекс зафиксировал следующие абсолютные данные по показам по самым популярным запросам по рынку суши.
Доставка суши
Доставка роллов
Доставка суши и роллов на пике в марте показала 168860 рекламных показов в России по «доставка роллов»
И 21 тыс. показов по «доставка суши и роллов» в Яндексе
Относительно рынка пиццы ситуация проще, поскольку нет вариативности названий, поэтому один запрос демонстрирует комплексную ситуацию показов по запросу «доставка пиццы», фиксируя в марте 2018 года 446 тысяч показов.
Если сравнивать комплексно, становится понятно, что и абсолютные метрики спроса в яндексе указывают на то, что спрос на роллы в Россия значительно больше спроса на пиццу.
Кстати интересно выглядит общая 2-годовая картина популярности доставки суши, четко фиксируя цикличность спроса, который снижается в середине весны, летом начинает снова расти и достигает пика в конце зимы и начале следующей весны. Пики продаж в индустрии доставки еды традиционно приходится на январь, февраль и март.
В настоящее время ареал развития рынка доставки роллов ограничен спецификой поставки лосося, - как правило обеспечить компанию свежим лососем можно лишь в довольно крупных городах, либо приближенных к крупным городам, где есть поставщики свежего лосося.
Конкурентность на рынке доставки суши сегодня есть в городах численностью от 100 тысяч жителей на большей части территории России, которых на сегодняшний день (по данным википедии), - более 101 города. В 36 городах городах России живет более 500 тысяч жителей, в 15 городах, - более 1 миллиона, часть из которых в возрасте от 22 до 40 лет так или иначе имеет опыт заказа суши либо регулярно заказывает.
Исследования показывают, что рынок доставки суши, - по настоящему «женский рынок», в котором преобладает женский спрос.
Особый интерес представляет пул интересов среднестатистического заказчика суши на дом, что наглядно демонстрирует, чем интересуется активная молодежь России, заказывающая суши, в большей или меньшей степени:
Среднесуточный спрос на услугу доставки суши имеет следующую динамику по времени суток, демонстрируя, что компании, работающие на рынке суши, имеют высокую нагрузку в конце рабочего дня, которая начинает снижаться после сети вечера, достигает минимум в 5 утра, и далее плавно растёт в течения дня до 19:00
Спрос на рынке пиццы имеет аналогичные временные тенденции. По данным сервиса rupizza.ru,
на на рынке доставки пиццы круглосуточно работает не более трети от компаний, работающих днём. Ночью спрос падает, и многим небольшим компаниям невыгодно содержать ночную смену из поваров, администраторов и курьеров, не имея достаточной базы постоянной клиентов для экономической целесообразности ночных смен.
В некоторых городах при достаточно развитой дневной доставке вообще отсутствует предложение по круглосуточной доставке, что свидетельствует о наличии определенного потенциала развития на данном рынке в направлении сервиса.
Дополнительно хорошие перспективы этого рынка усиливает низкий порог входа, для суши не требуется дорого оборудования, в отличие от дорогих печей для пиццы, поэтому суши можно открыть с минимальными вложениями.
Автор исследования маркетинг-отдел проекта Суширолла. По вопросам развития в Вашем городе в формате франчайзинга обращайтесь в отдел нашей франшизы суши , Санкт-Петербург, Тюмень, данные на июль 2018.