После аварии, которая произошла сегодня во время старта ракеты-носителя «Союз МС-10» с новыми экипажем МКС, все пилотируемые пуски в РФ приостановлены. Об этом сообщило агентство РИА Новости со ссылкой на свой источник, знакомый с ситуацией.
Авария произошла утром 11 октября в ходе запуска, который был посвящён столетней годовщине Завода экспериментального машиностроения ракетно-космической корпорации «Энергия», «являющимся изготовителем ракет "Союз"», сообщает агентство. Можно уточнить, в действительности «Союзы» изготавливает самарский РКЦ «Прогресс» (ранее ЦСКБ «ЦСКБ-Прогресс»), а не сама «Энергия».
В космос к МКС стартовала ракета носитель (РН) «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз МС-10». В момент ЧП на борту «Союза МС-10» находились российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Экипаж аварийно приземлился на территории Казахстана.
Глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, что приземлившиеся члены экипажа аварийного «Союза» живы. В настоящее время их уже достали из капсулы с помощью техники ПЭМ-1. Состояние космонавта и астронавта оценивается как удовлетворительное, уточняется агентством «Интерфакс».
Экипаж «Союза МС-10» был эвакуирован вертолетом Ми-8 в казахстанский Жезказган. Об этом заявили в сообщении Центрального военного округа (ЦВО). Позднее 11 октября "Роскосмос" распространил следующее сообщение: Экипаж ТПК «Союз МС-10» в составе космонавта Роскосмоса Алексея Овчинина и астронавта NASA Ника Хейга прибыл на Байконур для проведения дополнительного обследования, на данный момент их самочувствие хорошее. Завтра члены экипажа прибудут в Москву.
«Слава богу, экипаж жив. На 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения, она отработала штатно, позволила раскрыть парашют. Отделилась капсула от ракеты-носителя. Экипаж благополучно приземлился на Землю», — цитирует ТАСС словам вице-премьера РФ Юрия Борисова.
Между тем, по данным источника в ракетно-космической отрасли, возможной причиной аварии могло стать плохое крепление, из-за которого при отделении блоков второй ступени один из них мог зацепить центральный блок, чем и вызвал нештатную ситуацию. Официально о причинах аварии пока не сообщается. Рогозин заявил, что расследованием займется специально созданная государственная комиссия.
По его словам, САС (система аварийного спасения) космического корабля «Союз МС-10» продемонстрировала исключительную надежность. «А вот в чем причина аварии — разберемся», — сообщил он в своем Twitter.
Последняя аналогичная авария случилась в сентябре 1983 года. Тогда всего за 90 секунд до старта произошло возгорание. К счастью, обошлось без жертв – космонавты безопасно приземлились. Российская, первоначально советская САС является уникальной разработкой.
Предыдущая, первая авария такого рода, при которой пришлось задействовать спускаемый аппарат в аварийном режиме, произошла ещё в апреле 1975 года. Тогда космонавты тоже выжили.
Согласно сообщению «Роскосмоса»: «Госкомиссия по расследованию нештатной ситуации с ракетой-носителем (РН) «Союз-ФГ» и транспортным пилотируемым кораблем (ТПК) «Союз МС-10» под руководством Генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина приступила к работе на Байконуре».
Весьма чувствительным вопросом в связи с произошедшей аварией являются взаимоотношения с NASA, прежде всего, и с космическими ведомствами других стран, имеющих отношение к МКС. Сообщается, что с партнерами по Международной космической станции состоялись переговоры.