Приплыли
Российский рынок туристических услуг лишается еще одного игрока. Как сообщают РИА Новости со ссылкой на Ассоциацию туроператоров России (АТОР), центр бронирования «РоссТур» намерен прекратить работу в качестве туроператора. В свою очередь, в АТОРе об этом узнали от гендиректора компании Александра Недополза.
Г-н Недополз еще намерен дополнительно объявить о своем решении официально — в пятницу, 5 октября, или в понедельник, 8 октября. Он подчеркнул, что это нужно для задействования механизма финансовых гарантий. Компания застраховала туроператорскую деятельность и присутствует в реестре Ростуризма, хотя ее основным видом деятельности является бронирование.
Как напоминает издание, ранее Федеральное агентство по туризму опубликовало порядок действий по защите прав туристов из-за приостановки сотрудничества «РоссТура» с ведущими туроператорами. Компании необходимо в обязательном порядке перевести туроператорам деньги туристов, заплаченные ими за путевки. Как сообщает RG.ru, к услугам «РоссТура» прибегали крупные туроператоры: «Пегас Туристик», Coral Travel, Sunmar и «Интурист».
Тут уместно напомнить, что в начале сентября Ростуризм исключил из Единого реестра туроператоров сведения о компаниях, работавших под брендом «Натали Турс» (Агентство путешествий «Натали» и Туроператор «Натали Турс»). Но этим дело не ограничилось.
Третьего октября стало известно, что против должностных лиц «Натали Турс» возбудили уголовное дело о мошенничестве. Прокуратура ЦАО Москвы установила, что более пяти тысяч человек перевели на счета «Натали Турс» и связанной с ней компании «Панорама Тур» около миллиона рублей в качестве оплаты за туристические услуги. А обязательства по договорам выполнены не были, деньги же, по данным прокуратуры, выведены на счета третьих лиц.
Также, 7 сентября заявил о прекращении деятельности туроператор DANKO. Несколько десятков человек после этого в одной из стран не могли выехать из отеля. Ранее, в июле «о невозможности дальнейшего осуществления туроператорской деятельности» сообщила петербургская «Аврора-БГ», сайт которой сейчас отсылает былых клиентов в страховую компанию, а так же — компания DSBW-Tours.
А в целом, RG.ru приводит потрясающие данные, согласно которым, 3а последние четыре года количество туроператоров сократилось почти в три раза.
Переход на автоматику
Российский рынок туризма переживает непростые времена, поэтому вполне логично закрытие одного из игроков в конце сезона, говорит директор центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. Все понимают, что в «не сезон» выручка будет еще меньше, и «дожить» до начала следующего туристического сезона будет проблематично. Большинство путешественников теперь напрямую бронируют билеты и отели самостоятельно, используя крупные российские и зарубежные интернет-агрегаторы, что исключает посредников из цепочки оказания услуг.
«РоссТур» является достаточно крупной сетью на рынке, и возникшие у нее проблемы свидетельствуют, что из-за снижения спроса рынок будет трансформироваться, доходность посредников будет снижаться, и на рынке останутся лишь те игроки, чья бизнес-модель предусматривает низкие операционные затраты, что достигается через максимальную автоматизацию процессов взаимодействия с клиентом. Учитывая скачки евро и доллара, рост цен на авиаперелёты и стагнацию доходов населения, можно ожидать в ближайшее время исчезновения еще нескольких игроков с российского туристического рынка, прогнозирует Андрей Коптелов.
Учиться путешествовать
Проблемные компании, объясняет ведущий аналитик компании «Эксперт плюс» Мария Сальникова, просто не справились с расчетами дебита и кредита. Кредитная линия у тур операторов длинная, но где-то шли просрочки платежей, где-то штрафы, по итогу это вылилось в рост долга до сумм, которые погасить невозможно. Для предотвращения подобных ситуаций, к сожалению, деятельность любых компаний должна регулярно проверяться контролирующими органами, считает аналитик.
В перспективе мы сможем наблюдать рост количества компаний, которые будут предоставлять услуги по поиску удобных и выгодных авиабилетов тем гражданам, кто еще не пользуется самостоятельным бронированием рейсов и отелей, полагает Мария Сальникова. Буквально, некие наполовину обучающие центры по поиску вариантов самостоятельного путешествия. То есть не покупку организованного тура, а фактическое приобретение авиабилета, и прямая бронь у отеля.
Ранее эксперты Ростуризма бравировали тем, что российские туристы предпочитают турпакет индивидуальной поездке из соображения безопасности (со ссылкой на статью 11.6 Федерального закона № 132 от 24.11.1996 про фонды персональной ответственности туроператоров). Теперь же, более вероятно, в ближайшие годы будет рост спроса на самостоятельные туры, считает аналитик, наряду с перевесом в сторону внутреннего туризма. По данным сегмента Travel&Tech Industry поисковых сервисов, в 2014 году на долю самостоятельных путешественников приходилось 23% всех запросов русскоязычных пользователей, в 2015 — 27%, в 2016 — 33%. То есть, динамика положительная от года к году.