Россия создаст альтернативу Суэцкому каналу

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
1 ноября 2018, 12:47

Пока кипят страсти вокруг «Северных потоков», Россия, Индия и Иран намерены произвести революцию в логистическом мире.

Zuma\TASS Автор: Nicolas Economou
Морской контейнерный терминал в греческих Салониках может стать одной из узловых точек на европейском конце нового евразийского транспортного маршрута

Мультимодальное хождение за три моря

Несмотря на очевидную для них выгоду от строительства новых российских газопроводов в Европу, ряд стран ЕС продолжает создавать препятствия для реализации данных проектов. Между тем, власти РФ решили не останавливаться только на энергетическом секторе в отношении новых транспортных маршрутов. Россия, Индия и Иран проведут встречу в ноябре, где обсудят запуск международного транспортного коридора «Север-Юг», сообщает «Интерфакс» со ссылкой на иранский телеканал Press TV.

По расчетам, новый маршрут «Север-Юг» должен сократит стоимость и время поставки товаров на 30-40%. Объем грузоперевозок оценивается в 20-30 млн тонн ежегодно.

Новый транспортный коридор должен протянуться на 7200 км и, что подчеркивается, стать более дешевой альтернативой Суэцкому каналу. При этом он включает в себя и морской, и железнодорожный транспорт. Его основные точки: пункты отгрузки/приема товаров в Индии — город Бендер-Аббас (Иран) на берегу Персидского залива — город Бендер-Энзели на берегу Каспийского моря — Астрахань — пункты в Европе.

Тема развития транспортного сообщения по коридору «Север-Юг» обсуждается уже 20 лет, напоминает руководитель Центра аналитической информации ГК TeleTrade Сергей Лысаков. С 2000 года идет реализация данного проекта с участием Ирана, России, Азербайджана, Индии и других стран. Транспортный маршрут позволяет существенно сократить временный затраты на доставку грузов, примерно в 2 раза. С этой точки зрения он является реальной альтернативой традиционному маршруту через Суэцкий канал.

При прохождении товарами коридора «Север-Юг» используются различные виды транспорта (морской, железнодорожный, водный и даже автомобильный). С этой точки зрения возникают риски четкой стыковки различных видов транспорта, а также различная стоимость перевозок. Тем не менее, с учетом времени ожидания прохода Суэцкого канала, стоимость доставки контейнеров и в самом деле сокращается, признает эксперт.

По его словам, если рассматривать это маршрут как альтернативу для перевозки товаров из Индии в Россию, то, безусловно, он предпочтительнее. Есть определенные проблемы в типах грузах: в Россию они в контейнерах, а обратно перевозятся в основном другие типы грузов, которые не могут перевозиться в контейнерах (зерно, удобрения, лес, металлы и другое сырье). Решить проблему полноценного использования контейнеров в обоих направлениях удастся только в случае, если грузопоток пойдет из Европы. Будет ли это реальной альтернативой для европейских компаний? Вероятно, да. Но только одной из альтернатив и только в том случае, если все сегменты и виды транспорта на маршруте будут работать без сбоев.

Отдельные участки маршрута используются давно, добавляет Сергей Лысаков. В 2017 году по этому коридору было перевезено порядка 6 млн тонн грузов. Предполагалось, что на первом этапе грузооборот составит около 10 млн тонн в год. Поэтому заявленные объемы на уровне 20-30 млн тонн представляются скорее более отдаленной перспективой и с учетом налаживание перевозок из Европы. Кроме того, при разгрузке Суэцкого канала стоимость перевозки снизится. То есть, заключает аналитик, можно сказать, что у каждого маршрута есть преимущества. Но не все грузы могут быть перевезены мультимодальным способом. Например, для наливных грузов, типа нефти коридор «Север-Юг» альтернативой не станет.

Звено глобальной логистики

Тем не менее, говорит, в свою очередь, управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, это комплексный международный проект, который существенно скажется на странах, являющимися транзитными в маршруте Суэцкого канала, но при этом даст возможность другим странам получать новые прибыли от эксплуатации альтернативного маршрута. Например, в минусе может оказаться Египет, казна которого подсчитывает пока еще растущие доходы от работы Суэцкого канала, только в 2017 году рост доходов вырос на 11,5%, до 5,5 млрд долл., при альтернативном и более быстром маршруте, очевидно, что эти поступления будут снижаться.

С политической точки зрения проект, очевидно будет подвергаться высокому давлению со стороны Запада, полагает аналитик. В частности США попытаются блокировать его реализацию, поскольку здесь задействованы международные интересы Ирана, которому, по их мнению, следовало бы молча соглашаться с санкциями, а не строить глобальные планы по торговому захвату ближневосточных и европейских рынков. Однако, с точки зрения реализации, новый транспортный коридор не предполагает строительства сложнейших инфраструктурных сооружений или согласований со странами, которые как-то могли бы серьезно зависеть от США. Слабое звено здесь, конечно, Индия, которая уже вынуждена отказаться от иранской нефти, а теперь на нее будет оказано дипломатическое давление и в связи с этим проектом.

Между тем Индии сам по себе такой проект выгоден, продолжает эксперт, и, вероятно, там хватит политической воли чтобы участвовать в этом проекте, тем более что ее высшее руководство уже высказывалось о своем желании начать активно использовать новый транспортный коридор как можно скорее. Заинтересованность и роль Индии в функционировании нового маршрута крайне важна, поскольку его товарная заполняемость будет во многом формироваться как раз за счет этой страны.

Транспортировка товаров индийского производства через Иран и Россию в ЕС даст существенную экономию местному бизнесу, поскольку скорость доставки будет обгонять традиционный суэцкий маршрут на 20 дней, считает Илья Жарский. А учитывая мощный товарооборот, который будет обещать странам-транзитерам дополнительные доходы, финальное обсуждение и апробация нового маршрута не заставят себя долго ждать. Тем более, что данные об экономии времени в транспортировке не пустые слова, а результаты пробного использования маршрута еще в 2014 году.

Есть все основания полагать, считает аналитик, что если страны смогут договориться быстро, то уже в следующем году проект может начать действовать. По сути, для его работы необходима наладка только процессов грамотной логистики и подписание транзитных договоров между странами, поскольку, как уже сказано, строить новые инфраструктурные объекты практически не требуется. И сточки зрения глобальной логистики, которая является одной из первых по значимости и перспективных отраслей в мире, это позитивная новость.

Новости России: Северный Морской Путь против Суэцкого канала

Суэцкий канал, контейнеровоз, последние новости: Ещё два буксира следуют для освобождения застрявшего в Суэцком канале контейнеровоза