Лихорадочные маневры Лондона

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
11 декабря 2018, 18:52

AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

Надежды Терезы Мэй на спасение соглашения о выходе Великобритании из ЕС тают с катастрофической быстротой. Для того, чтобы уговорить парламентариев поддержать ее, ей нужны уступки от ЕС, но ЕС идти на уступки, похоже, не намерен.

В кабинетах высоких начальников Еврокомиссии в Брюсселе вчерашний «фортель» Терезы Мэй, объявившей о переносе голосования по соглашению о выходе Великобритании из Евросоюза на неопределенную дату, вызвал не одно и не два крепких, нелитературных замечания. Британия действительно «достала» объединенную Европу. Две недели назад показалось, что после согласования 585-страничного договора о выходе Великобритании из ЕС брекситовские мучения скоро закончатся, но не тут-то было. Непреодолимой стеной на пути цивилизованного «развода» между Британией и Европой стал старейший в мире парламент. Голосование по соглашению было назначено на вечер 11 декабря, однако уже к концу выходных стало ясно, что шансов у премьера и толстого соглашения нет. Результатом осознания бесполезности голосования во вторник и стало решение Мэй о переносе голосования на более поздний срок. Скорее всего, голосование пройдет, если оно вообще состоится, в чем сейчас у многих очень большие сомнения, в январе. Последний срок – 21 января.

Сообщив британским законодателям о том, что голосование переносится, премьер Мэй во вторник утром отправилась в блиц-турне по европейским столицам в надежде уговорить европейских лидеров до саммита ЕС, который состоится в четверг, дать ей хоть какие-то уступки для разговора с противниками соглашения по другую сторону Ла-Манша. Наверняка, она понимала, что переговоры с премьером-министром Голландии Марком Рютте в Гааге, канцлером ФРГ Ангелой Меркель в Берлине, президентом Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером и президентом Европейского Совета Дональдом Туском в Брюсселе предстоят тяжелые, но едва ли догадывалась, насколько трудной окажется ее задача. 

Теоретически, конечно, еще возможно, что Терезе Мэй и удастся убедить, например, г-на Юнкера пойти хотя бы на косметические уступки при помощи обаяния, но ее шансы близки к нолю, потому что президент ЕК едва ли захочет менять свою позицию в угоду даже представительнице слабого пола. В первой половине дня, еще до вечерней встречи с Мэй, он выступил в Европарламенте, где выразил свое большое удивление таким вольным обращением с утвержденным 25 ноября планом выхода и заявил, что время переговоров осталось в прошлом и что никаких новых переговоров по соглашению ни он, ни его подчиненные вести не намерены.

Единственная «уступка», на которую готов пойти Жан-Клод Юнкер, это, похоже, «разъяснения и интерпретации» одного из главных пунктов соглашения – пункта о границе между Великобританией и Ирландией, основной проблемы «развода».

Глава МИД Дании Андерс Самуэльсен поддержал Юнкера. Причем, уверенно заявил, что остальные лидеры Евросоюза придерживаются такой же точки зрения.

На островах, к слову, отчаянных оптимистов, надеющихся на успех «безнадежного предприятия» Терезы Мэй, не больше, чем на материке. Для соблюдения последних остатков приличий ей могут дать некоторые вежливые, но ничего не стоящие заверения относительно границы, чтобы позволить сохранить дома остатки лица.