Бухгалтерский аутсорсинг являет собой передачу ведения бухгалтерского учета предприятия внешним исполнителям. Основная задача – оптимизация ведения бизнеса, когда руководство получает инструмент, который позволяет сфокусироваться на ключевом бизнесе, минимизировать издержки и уменьшить уровень рисков. В некоторых случаях аутсорсинг несправедливо принимают за опцию приглашения внештатного бухгалтера. Но это абсолютно разные вещи, поскольку аутсорсинг носит постоянный характер, а приглашение внештатного бухгалтера – периодический.
Виды аутсорсинга и бухгалтерского учета
Зачастую принято разделять бухгалтерский аутсорсинг на четыре вида:
Самым простым видом является бухгалтерское консультирование. К нему прибегают в ситуации, когда нужно проконтролировать результат и процесс работы включенных в штат бухгалтеров. Помимо этого, сторонние специалисты могут привлекаться и для специфических процедур, например, для сопровождения сделок с зарубежными бизнес-структурами.
Следующим видом является выборочный аутсорсинг бухгалтерских услуг. Его еще можно назвать фрагментарным – речь идет о передаче на аутсорсинг некоторых бухгалтерских функций, например, расчет зарплаты, подготовка статистических отчетов, оформление и подача налоговых деклараций. Причины обращения к данному виду аутсорсинга разные: желание руководства в полной мере контролировать течение бухгалтерских процессов, стремление снять со своих подчиненных часть рутинной работы, необходимость сокращения штата бухгалтерии.
Полноценное сопровождение бухгалтерских нужд организации внешней профильной службой называется полным аутсорсингом. Этот вид аутсорсинга подразумевает всеохватывающее возложение на себя бухгалтерского бремени организацией-аутсорсером.
Еще одним видом называют осуществление бухучета от лица главного бухгалтера, при этом у него есть право подписи в документах бухгалтерского и налогового учета. В случае нежелания рутинной работы с документами, заказчик может делегировать право такой подписи специалисту компании-аутсорсера. Впрочем, у подобного решения есть и обратная сторона: полный контроль над аутсорсером невозможен.
В чем преимущества бухгалтерского аутсорсинга?
бухгалтерский аутсорсинг Москва обладает целой линейкой достоинств в сравнении с использованием ресурсов включенного в штат или находящегося за его пределами сотрудника:
Минимизация уровня издержек на финансовое обеспечение бухгалтерии. Наличие штатного сотрудника предполагает необходимость его содержания со всеми вытекающими. Рабочее место, зарплата, ПК, прочее оборудование и специализированные бухгалтерские программы и приложения – вот далеко неполный перечень затрат, связанных с содержанием в штате собственного бухгалтера. Кроме того, существует возможность включить обслуживание аутсорсинговой компании в расходы компании – в таком порядке НДС подлежит вычету.
Уровень исполнения предоставляемых услуг. Организации-аутсорсеры обладают отлаженным механизмом ведения бизнеса, что позволяет заказчику сэкономить время. Кроме того, аутсорсинговые компании могут предоставить клиенту комплексную поддержку: как бухгалтеров, так и юристов, специалистов по налоговым вопросам и т.д.
Ответственность за результат. Компания-аутсорсер по договору возлагает на себя ответственность за нанесенный ущерб, возникший в результате некачественно оказанной услуги, например, ошибок, потери документов или непреднамеренного нарушения закона. Именно на плечи аутсорсинговой компании обычно ложатся риски по возмещению разного рода ущерба, в силу чего она кровно заинтересована в исключении их появления.
Конфиденциальность. Взаимоотношения компании-заказчика и аутсорсера являются бизнес-партнерством, отличительной чертой которого является совпадение интересов контрагентов, договор между ними предусматривает полную конфиденциальность во избежание возможного ущерба или потерь.
В чем заключаются риски бухгалтерского аутсорсинга?
Вышеперечисленные достоинства данного вида аутсорсинга не исключает и определенный набор рисков, обусловленный его осуществлением:
Риск репутационных потерь. Они возможны в результате некачественного сервиса сторонней организацией.
Риск информационной утечки. Это может произойти в процессе передачи учетных полномочий аутсорсеру.
Операционный риск. Этот вид рисков проявляется в возможной некомпетентности компании-аутсорсера или применения ею небезупречных технологий.
Риск несвоевременного реагирования. Иногда встречается реагирование на возникновение бухгалтерских проблем с существенным запозданием.
Кадровый риск. Этот риск возникает ввиду законодательно исключенной возможности использования заемного труда бухгалтера, а также наличию ограничений на предоставление услуг по «перенайму» специалистов другой компании (аутстаффинг).