На финансирование нацпроекта "Международная кооперация и экспорт", в ближайшие шесть лет будет потрачено порядка 956 млрд рублей, сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Проект должен поддержать экспортный потенциал страны и привести к двукратному увеличению несырьевого и неэнергетического экспорта к 2024 году – до 250 млрд долларов.
"Сформирована линейка мер поддержки разработки продукции и ее реализации на внешних рынках. Совокупно, учитывая задачу наращивания промышленного экспорта, экспорта услуг и продукции АПК, согласован объем финансирования на 6 лет - 956 млрд рублей. То есть базовые параметры нацпроекта определены", - передает Finmaket слова министра, сказанные на заседании координационного совета по промышленности на тему "Развитие промышленного экспорта, экспортные программы", прошедшем в Нижнем Новгороде.
По словам Дениса Мантурова, разработка инструментария в рамках нацпроекта находится на финальной стадии, и до конца года могут быть утверждены новые правила выдачи субсидий в рамках проекта."Мы изначально, еще при написании черновика нацпроекта, говорили о стремлении унифицировать и укрупнить субсидиарный механизм. При этом мы исходим из того, что будут учитываться специфики и целевые рынки всех отраслей. Новации, которые потребуют постоянного внимания субъектов РФ, касаются утверждения механизма корпоративных программ международной конкурентоспособности (КПМК)", - сказал министр.
Он также пояснил, что речь идет о переводе всей экспорт ориентированной промышленности на проектный подход с расчетными показателями эффективности. "На федеральном уровне мы его будем реализовывать по крупным системообразующим для отраслей предприятиям, а средний и весь малый бизнес должны охватывать сами регионы. Поэтому потребуется вести кропотливый отбор проектов для рассмотрения их на межведомственной комиссии. Прошедшие через ее сеть инициативы будут поддержаны через прямые трансферы регионам. Хотел отметить, что именно работа по КПМК станет основным показателем эффективности деятельности субъекта РФ в части развития экспортного потенциала", - отметил глава Минпромторга.
Проект по развитию экспорта укладывается в целевые рамки роста ВВП России, чтобы войти в топ-5 экономик мира к 2024 году, отмечает аналитик института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов. Во-первых, для поддержания стабильности экономики необходима диверсификация экспорта. За последние 4 года рост российского экспорта , не связанного с энергоресурсами, опережал рост экспорта энергоресурсов, но этого все равно было недостаточно. Так, по итогу 2017 года доля нефтегазовой продукции составила 59% экспорта и 25% доходов бюджета.
Во-вторых, продолжает аналитик, именно национальные проекты позволят выстраивать бизнес-планирование на ближайшие шесть лет, учитывая государственные задачи и приоритеты. Если сравнить объемы инвестиций, их достаточность, то, к примеру, за ближайшие три года, все с той же целью, будут выделены средства на нацпроекты по демографии и здравоохранению (2,2 трлн руб.). На создание современной инфраструктуры, в том числе на строительство и ремонт дорог, планируется потратить 1,5 трлн руб. Нацпроект по образованию обойдется порядка 350 млрд руб., жилищному строительству — около 320 млрд руб. На нацпроекты в сфере науки, экологии и культуры правительство рассчитывает потратить в общей сложности более 400 млрд руб. То есть будет развиваться поддержка всех секторов экономики. Экспортной части отдали один из наибольших приоритетов, то есть и значение для экономики одно из наибольших.
Внешние оценки по поводу экспортных прогнозов России негативные, добавляет Евгений Удилов, так как уровень интеграции страны в мировую экономику за счет использования глобальных производственно-сбытовых цепочек не претерпел существенных изменений. Но если оценивать амбициозность России и готовность гибко реагировать на внешние факторы давления, то можно рассчитывать, что потраченные средства на создание промышленных зон и т.д. принесут свои плоды.
1 трлн рублей для цели диверсификации российского экспорта - это одновременно и ничтожно малая, и слишком большая сумма, которая, увы, вряд ли что-то существенно изменит, говорит, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Если мы посмотрим на данные ФТС за первые три квартала (наиболее актуальная информация), то увидим, что в структуре российского экспорта доминируют поставки на внешние рынки минеральных продуктов с долей 55%. Всего за 9 месяцев наша страна экспортировала товаров по данной номенклатурной категории на 177,1 млрд долларов, из них 173,8 млрд долларов пришлись на нефть и нефтепродукты (98%). Остальное в основном на руду и шлак.
Второй крупнейшей статьей экспорта с долей 13% идет так называемый "скрытый раздел", структура которого непрозрачна, но в основном в него включается продукция оборонно-промышленного комплекса, технологии и инвестиции в экономику зарубежных стран. На третьем месте с долей 10,5% металлы и изделия из них, на четвертом - продукция химической отрасли, но уже с большим отставанием (4,3%). По остальным товарным категориям объемы экспорта в сравнении с нефтью и нефтепродуктами крайне малы.
Для примера, экспорт товаров растительного происхождения, то есть, например, той же пшеницы, лидерством в экспорте которой принято гордиться, оценивается всего в $8,7 млрд или 2.7%. Машин и оборудования было поставлено на сумму 9,3 млрд долларов (2.9%), при этом импорт оценивается в 53 млрд долларов (30.8% всего входящего потока товаров), средств транспорта - на 3 млрд долларов (0,9%), при импорте на сумму 18,9 млрд долларов. Увы, но во всем, что касается продукции с высокой добавленной стоимостью, если речь не идет о вооружении, сальдо торгового оборота не на нашей стороне, констатирует аналитик.
Даже с учетом сокращения объемов импорта высокотехнологичной продукции в результате роста ее стоимости под влиянием девальвации рубля, мы остаемся импортозависимой экономикой, которая не может импортировать такой продукции больше просто потому, что не может обеспечить и собственные потребности. И, как видно по данным ФТС, даже колоссальные средства, выделенные и выделяемые за счет субсидий в рамках программы импортозамещения, не ведут не только к диверсификации экспорта, но даже к снижению импортозависимости. Поможет ли 1 трлн рублей, выделенный в виде субсидий поднять промышленное производство? «Я сомневаюсь. 1 трлн - это не такие уж и большие деньги: для сравнения только в прошлом году и только на поддержку НПЗ была выделена аналогичная сумма», – указывает Алексей Антонов.
С другой стороны, продолжает эксперт, а так ли уж нужны эти средства? Он снова подчеркивает, что в масштабах экономики деньги небольшие и за счет эффекта размазывания, большой пользы они вряд ли принесут. Бизнесу нужны не субсидии, ему нужна адекватная и стабильная фискальная политика государства, а не постоянное повышение налоговой нагрузки. Ему нужна не замена плановых выездных проверок на внеплановые, а сокращение их числа, не декриминализация отдельных нарушений, а реальная борьба с коррупцией, не укрупнение за счет поглощения госкомпаниями и госкорпорациями, а условия для конкурентной борьбы на конкурентном рынке.
Ни в одной стране мира с развитой экономикой таких колоссальных средств на субсидирование бизнеса не выделяется, однако, при условии, что темпы роста нашей экономики отстают даже от стран развивающихся, стоит задуматься, а нужны ли вообще субсидии, при условии, что главными бенефициарами остаются компании, относящиеся к государственному сектору?