Министерство финансов РФ опубликовало информационное сообщение с предварительной оценкой исполнения федерального бюджета за январь – ноябрь 2018 года. Как говорится на сайте министерства, профицит бюджета составил 3,394 трлн 299,6 млн рублей, или 3,7% ВВП РФ. Объем поступивших доходов при этом составил 17 трлн 456 894,8 млн рублей, или 92,1% к общему объему доходов федерального бюджета.
Что касается исполнения расходов, то они составили 14 трлн 062 595,2 млн рублей, или 83,7% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и 80,4% к сводной бюджетной росписи федерального бюджета с учетом внесенных изменений.
Новость в целом, нейтральная, ожидаемая, комментирует статистику Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс». Минфин ранее прогнозировал, что по итогам года профицит составит более 3%. В сентябре профицит был 3,5% от ВВП, в октябре 3,6%. И надо понимать, добавляет эксперт, что ВВП, в отличие от доходов, рассчитывается с задержкой, и потом оценки корректирутся.
Прогноз Минфина относительно того, что профицит будет меньше в будущем, связан с консервативными ожиданиями по цене на нефть. Получить профицит бюджета за счет нефтегазовых доходов – не проблема. «Излишки» аккумулируются в резервах. Кроме того, со следующего года будут расти расходы на пенсионное и иное социальное обеспечение, на что планируется направить почти 3,3 трлн руб.
В то же время, комментирует данные к.ю.н., доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Елена Матвеева, нельзя сопоставлять показатели профицита бюджета за 11 месяцев 2018 года (3,7% ВВП) с годовым прогнозным показателем профицита в целом за 2019 года (1,8% ВВП). Скорее всего, показатель профицита за 2018 год будет существенно ниже показателя за одиннадцать месяцев. И это объясняется тем, что особенностью исполнения расходной части федерального бюджета, да и по большому счету бюджетов всех уровней, является неравномерность.
Как правило, рассказывает эксперт, основная часть расходов финансируется в последние месяцы года, и декабрь вносит весьма весомую лепту в годовой объем фактических расходов. Именно поэтому мы видим, что доходная часть бюджета за январь-ноябрь 2018 г. исполнена на 92%, а расходная только на 80%.
Если говорить о фундаментальных причинах планового снижения профицита в 2019-2021 годах, то это связано в основном с конъюнктурой на рынке нефти и прогнозной динамикой нефтегазовых доходов, объясняет Елена Матвеева. Тем не менее, считает она, что в среднесрочной перспективе положении на рынке нефти должно обеспечить превышение доходов над расходами. Эти конъюнктурные доходы правительство резервирует в фонды. Нестабильность сырьевых цен и санкции являются причиной столь выраженного фискального консерватизма. Повышение НДС с 18 до 20%, увеличение топливных акцизов, завершение налогового маневра придает, безусловно, устойчивости государственным финансам.
Макроэкономические и политические риски велики, и говорить о том, что с деньгами у бюджета все хорошо, считает Елена Матвеева, неверно. Тем более что новый электоральный цикл начинался с постановки масштабных задач президентом России, в том числе и в социальной сфере: 12 нацпроектов из нового майского указа и комплексный план развития инфраструктуры – это масштабные статьи расходов федерального бюджета.
Несмотря на непопулярные шаги, на которые идет правительство РФ, без структурных реформ, реализации и дополнительных расходов бюджетных средств эти задачи выполнить невозможно. Это также накладывает определенные риски и определяет бюджетную политику на федеральном уровне.