Сербии придется «проглотить» Косово

Геннадий Петров
19 декабря 2018, 09:54

Косово официально создает армию, тем самым ставя официальный Белград перед неприятным фактом: Сербии надо выбирать, с чем она хочет остаться, мечтой о потерянной земле или реальной перспективой вступления в Евросоюз.

AP/TASS
Конвой международных сил KFOR возле деревни Лепосавич в Косово.
Читайте Monocle.ru в

Сербия потерпела внешнеполитическое поражение. Ей не удалось помешать осуществлению давнего намерения Косово создать собственную армию. В Совете безопасности ООН косовский и сербский президенты (Хашим Тачи и Александр Вучич) обменялись взаимными возмущенными репликами. Сербия в гневе даже проголосовала против резолюции, осуждающей милитаризацию Крыма, за что удостоилась отповеди украинского посла в Белграде Александра Александровича, напомнившего о «джентльменском соглашении» Порошенко и Вучича не голосовать в ООН друг против друга. Как всегда сербскую позицию поддержала Россия, а косовскую – США. Но главное для Белграда не это, а то, что с ясным осуждением решения властей Косово не выступил ЕС. Часть стран создание косовской армии вообще поддержали. А Германия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Польша, Швеция и Великобритания ограничились лишь призывом к сторонам «искать компромисс». Руководство НАТО, которое легко могло бы заблокировать процесс создания косовской армии, так как ее оружие находится на складах, контролируемых Альянсом, ограничилось лишь туманными угрозами «пересмотреть уровень своего взаимодействия» (формулировка генсека организации, Йенса Столтенберга) с военными силами Косово. Что Косово вполне устраивает.

Парламент этого самопровозглашенного государства, при неучастии представляющей сербскую общину партии «Сербский список» проголосовал в пятницу за то, чтобы в течении десяти лет тайное стало явным. Де-факто уже существующая армия косовских албанцев (она носит название Силы безопасности Косово и считается чем-то вроде специального полицейского подразделения) должна появиться де-юре. Это значит, что всякая, даже теоретическая возможность возвращения Косово в Сербию исчезает. Найти формулу интеграции двух бывших административных единиц Югославии в одно целое еще как-то можно: в конце концов, стратегическая внешнеполитическая цель у Приштины и Белграда одна – вступление в Евросоюз. Но как объединить две армии, привыкших рассматривать друг друга в качестве вероятного противника, непонятно.

Именно поэтому, согласившись на отделение (или, если уж называть вещи своими именами, отделив) Косово, США и их европейские союзники долго не решались на то, чтобы дать «добро» на создание косовской армии. В конституцию республики был прописан пункт, по существу, дающий сербскому меньшинству право «вето» на этот шаг. Силам безопасности Косово не разрешалось иметь тяжелое вооружение. Словом, у Белграда должна была оставаться приятная иллюзия, что фарш можно провернуть назад и свою бывшую автономию в будущем получится как-то вернуть. Да и соседям (прежде всего, Македонии с ее большим и не раз уж доставлявшем проблемы албанским меньшинством) с Косово без армии было как-то поспокойнее, чем с Косово с армией. 

Поднятие флага Косово перед началом учений вооруженных сил Косово в Гнилане.  tass_30571786.jpg  EPA\TASS
Поднятие флага Косово перед началом учений вооруженных сил Косово в Гнилане.
EPA\TASS

Однако теперь в Вашингтоне, как видно, посчитали, что уж стесняться нечего. Сербия выбрала курс на вступление в ЕС окончательно и бесповоротно. А раз так – пора уже и платить цену, в виде отказа от Косово. Белграду не только указали, что бывшая автономия ему более не подчиняется. Продемонстрировано,  что в Косово и сербское меньшинство не может быть использовано для лоббирования интересов Сербии. Конституционное ограничение, позволяющее сербским партиям ветировать создание армии, было обойдено с легкостью. Первый раз – в феврале 2017 года, когда парламент дал правительству полномочия на трансформацию Сил безопасности в вооруженные силы. Второй раз – сейчас. Всего-то, как оказалось, и нужно было избегать слова «армия» в официальных документах. В Косово официально появляется министерство обороны, генштаб, призыв – но на бумаге армии не будет, а останутся всё те же Силы безопасности. С функциями, которые ничем не отличаются от функций армии.

Какова же будет реакция Сербии? Самый маловероятный сценарий – это вооруженное вторжение. Пойдут насмарку годы работы руководства страны над интеграцией в ЕС, которая не за горами. Кроме того, даже если допустить невероятное и вторжение сербских войск ради «наведения конституционного порядка» или хоть защиты сербского анклава в Косово будет «проглочено» Западом, не факт, что это будет легкая прогулка для сербских военных. Армия Сербии сейчас далеко не в самом лучшем состоянии. Все годы после Слободана Милошевича ее финансировали по остаточному принципу. А вот в Косово, напротив, к войне очень даже готовились. Таким образом, весьма вероятно, что создание косовской армии будет «проглочено» Сербией. Скорее, Вучич сделает ставку на переговоры с Брюсселем и Вашингтоном. Авось там сменят гнев на милость и позволят Сербии согласиться с независимостью Косово, но сохранить при этом лицо.