Весной 2018 года Государственная дума рассмотрела и приняла в первом чтении три законопроекта, которые касаются цифровизации, названной президентом Владимиром Путиным «важнейшим условием прорывного развития страны». Речь идет о трех нормативных актах: «О цифровых финансовых активах», «О краудфандинге» и «О цифровых правах». Однако крупный бизнес заявил о необходимости серьезной переработки принятых Госдумой законов.
Закон «О цифровых финансовых активах» нацелен на закрепление в правовом поле определений для широко распространенных в настоящее время финансовых активов. Второй закон «О цифровых правах» предлагает ввести соответствующее понятие и закрепляет гражданско-правовые нормы регулирования их оборота. Закон же «О краудфандинге» регулирует привлечение инвестиций коммерческими организациями или ИП с использованием информационных технологий. Принятые законы также предполагают внесение изменений в Гражданский кодекс РФ.
Непосредственно после утверждения документов Госдумой в первом чтении к обсуждению присоединился Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), и выяснилось, что в том виде, в котором проекты законов существуют, бизнес они не устраивают. Точнее, промышленные компании считают, что предложенные им варианты не в полной мере отражают мировые тенденции и не дают им воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает цифровой рынок.
Для целей разработки предложений, на площадке РСПП была создана рабочая группа, которая занимается проблемами цифровизации. Как сообщил в ходе Восточного экономического форума в сентябре 2018 года член правления РСПП, вице-президент «Интерроса» Андрей Бугров, рабочая группа подготовила свои предложения по изменению законодательства.
В чем сложность?
РСПП провела большую работу, систематизировав предложения, которые появились у бизнеса. И в октябре, после заседания Координационного совета РСПП, были внесены инициативы, которые бизнес считает необходимым учесть при принятии законопроектов во втором чтении. Эти предложения были направлены законодателям и в правительство.
Так, промышленники уверены, что поправки в Гражданский кодекс без необходимости меняют классическую систему правового регулирования, они способны существенно дестабилизировать гражданский оборот, внести непредсказуемость и неопределенность в правовой режим цифровых активов. Например, одной из основных идей законопроектов, принятых Госдумой, является концепция об «удвоении» объектов гражданских прав, рассказывает доктор юридических наук, профессор Александр Маковский.
В соответствии с этой критикуемой концепцией предлагается считать, что, помимо собственно права, удостоверяемого записью (цифровым кодом) в распределенном реестре, существует отдельное гражданское право на саму запись (цифровой код). Именно это последнее право названо в законопроектах «цифровым правом». Абсурдность этого подхода очевидна, полагает Александр Маковский.
Много вопросов у РСПП и к законопроекту о цифровых финансовых активах. По мнению промышленников, законопроект содержит крайне ограниченный объем прав, который может быть удостоверен токенами, что делает невозможным динамичный рост и развитие цифровых рынков. При этом из-под действия закона полностью выведена технология открытого блокчейна, никак не определен правовой режим использования криптовалюты как средства получения инвестиций, а также не регулируется возможность обращения на российских площадках иностранных токенов.
Закон о краудфандинге, уверены в РСПП, имеет те же недостатки, что и первые два: он не позволяет обеспечить инновационную привлекательность российской экономики, например, ограничивая инвестирование денег граждан: купить токены, выпущенные одним эмитентом, можно только на сумму не более 100 тыс. рублей, а общий объем инвестиций в течение одного года не должен превышать 600 тыс. рублей.
В РСПП констатируют, что им уже удалось существенно переработать концепцию гражданско-правового регулирования цифровых прав и избежать юридических противоречий, а во второй редакции законопроектов появились отдельные положения, учитывающие концептуальные замечания, которые еще только будут рассмотрены в 2019 году.
Принципиальное отличие предложений РСПП, констатирует д.ю.н., профессор, руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Гульнара Ручкина, заключается в том, что он основывается на балансе интересов бизнеса и государства. Предложения направлены на возможность беспрепятственно осуществлять предпринимательскую деятельность в условиях развития цифровой экономики с необходимым контролем со стороны власти. Предложения учитывают лучший зарубежный опыт в этой сфере и тенденции международно-правового регулирования в ней (например, со стороны ОЭСР, ФАТФ, Базельского комитета, Интерпола и пр.). Именно этот подход поддерживает научное и экспертное сообщество, а также бизнес.
Нетривиальная задача
В связи с существующими коллизиями, уверен сопредседатель координационного совета РСПП, президент «Норникеля» Владимир Потанин, пакет законопроектов подлежит уточнению и доработке. По мнению промышленника, высказанному в одном из интервью, на данном этапе не нужно совершать революцию в гражданском праве. Текущая концепция предполагает введение отдельного понятия «цифровое право», но идентифицирующих признаков для этого явно недостаточно: «Сегодня требуется не прописывать то, что нельзя прописать хорошо, а определить то, что есть, и то, что про это известно, известными терминами», – сказал он.
Также надо понимать, считает Владимир Потанин, что условия выпуска и обращения цифровых финансовых активов, в законопроектах описаны неточно и неполно. Установлен режим жесткого регулирования, и непонятно, что с этим делать. Их приравняли к традиционным ценным бумагам, а крипторынок развивается по другим законам, более либеральным. Есть токены, которые обладают признаками ценной бумаги, средства платежа, мены и так далее. Но, например, существуют и дисконтные карты – это тоже по сути токены, и они требуют другого подхода в регулировании. При этом, констатирует Владимир Потанин, людей, которые в этом разбираются, глубоко понимают и вообще на эту тему способны поддерживать разговор, очень мало.
Предложения крупного бизнеса, подготовленные к рассмотрению Госдумой законопроектов во втором чтении, обсуждаются на уровне федеральных министров, однако работа вряд ли станет проще. Как заявил старший вице-президент компании «Норникель» Андрей Бугров, практически нигде в мире нет единого мнения, как этот процесс должен регулироваться законодательно. "Задача перед нами стоит нетривиальная. Устойчивого законодательства и концепций на этот счет нет. Везде создают то, что называется "песочницей" для этой новой индустрии, нарабатывают какой-то практический опыт", - рассказал СМИ Андрей Бугров. Так или иначе, но, констатируют в РСПП, пока по ключевым элементам правового регулирования цифровых активов вопрос о создании благоприятных условия для развития российской цифровой экономики не решен.
Что дальше?
С полной уверенностью предсказать судьбу законопроектов, регулирующих вопросы оборота цифровых активов и проведения краудфандинга в настоящее время невозможно, считает Гульнара Ручкина. Вероятно, ясность в данном вопросе появится в январе-феврале 2019 года.
Сейчас очевидно, констатирует эксперт, что законодатель занял выжидающую позицию: проекты были составлены в период высокой популярности использования криптоактивов. Сейчас этот рынок подвергается существенной трансформации: спекулятивная составляющая уходит, цена криптовалюты падает, но при этом применение цифровых активов всерьез рассматривает крупный бизнес.
Активную деятельность по формированию концепции правового регулирования оборота цифровых активов сегодня ведет, кроме РСПП, ЦБ РФ. Другие институты либо уже представили свои идеи комитету по финансовым рынкам Госдумы, либо при публичном рассмотрении предложенных вариантов они не выдержали критики экспертного сообщества.
Скорее всего, повторяет Гульнара Ручкина, в первом квартале 2019 года мы сможем ознакомиться с новыми редакциями законопроектов «О цифровых финансовых активах» и «О цифровых правах», которые будут сочетать в себе позицию РСПП и концепцию цифровых прав ЦБ РФ. После принятия проектов этих законов будет доработан законопроект «О краудфандинге».
Так или иначе, но работа над законами о цифровой экономике идет, и бизнес не остается в стороне от нее, задавая порой неудобные, но важные для него вопросы разработчикам. Это логично, так как промышленность видит в данной сфере огромные возможности для развития, которые базируются на большом опыте работы и технологических инновациях, даже несмотря на падение цен на рынке криптовалют, наблюдаемое в последнее время. Диалог между властью и бизнесом продолжается, осталось дождаться его результата – скорее всего, ко второму чтению законопроекты примут более подходящий для промышленников вид.