В 2018 году торговые войны начались, но 2019 год станет годом, когда мировая экономика почувствует результаты этих войн, а они окажутся для нее крайне болезненными. Объемы экспортных поставок между странами постепенно снижаются, оказывая давление на взаимную торговлю между странами, а многие компании, ранее спокойно работавшие на чужих рынках, намерены переносить бизнес и производство в другие, более спокойные и дешевые страны.
Так, пишет Bloomberg, уже ряд компаний предприняли меры по защите своего бизнеса. К примеру, .GoPro Inc. к следующему лету намерена вывести бизнес из Китая, а компания FedEx Corp. недавно сократила прогноз по прибыли и объему международных авиперевозок грузов.
"Любое вмешательство в бизнес будет налогом на экономику, - заявил изданию Хамид Могадам, главный исполнительный директор San Francisco Prologis Inc., которая владеет почти 4 тыс. отделений, предоставляющих логистические услуги по всему миру. –И в результате мировая экономика, вероятно, замедлится».
Финансовые рынки уже попали под удар. По оценке Bank of America Merrill Lynch, только новости о торговых войнах привели к падению на 6% индекса S&P 500 в этом году. Китайский фондовый рынок потерял 2 трлн долларов в 2018 и находится в медвежьем тренде. Усиливаются опасения, что торговые войны будут тормозить рост ВВП США в следующем году. Потребители в стране испытывают все меньший оптимизм в отношении будущего экономики, в то время как оптимизм малого бизнеса в отношении улучшения экономики упал до двухлетнего минимума, и компании ожидают сокращения роста прибыли в 2019 году.
В Европе, а конкретно в Германии, эксперты Ассоциации машиностроительной промышленности (VDMA) также уже предупредили, что в разгар торговых споров будет замедляться рост сектора машиностроения. Они подчеркивают опасность введения новых торговых пошлин США на импортные товары из Европы и Японии, что еще больше ухудшит отношения между несколькими крупнейшими экономиками мира.
Если говорить о США, то, напоминает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель, когда Дональд Трамп пришел к власти, многие опасались, что он разрушит глобальную торговую систему, которая выстраивалась на протяжении 70 лет. Осознанно, конечно, президент этого не делает, он пытается вести политику в двух системах. Первая – немного напоминает систему 1980 года – свободная торговля с небольшим количеством квот и тарифов, подобная той системе, которую разворачивал Рональд Рейган.
Вторая система отражает соперничество между США и Китаем, которая несет отголоски Холодной войны. Тут возникает вопрос – на сколько далеко США готовы пойти в этой гонке? Да, Трамп рассчитывает на сделку, которая позволит избежать торговой войны. Однако, многие из администрации и Конгресса выступают наоборот – за более жесткий разрыв. Так же стоит учитывать, если торговая война все-таки будет иметь продолжение, другим странам предстоит тяжелый выбор – на чьей стороне быть? Ведь их экономические связи намного сильнее, чем были когда-то с Советским Союзом во время холодной войны.
Два года назад было проще предсказать мрачную судьбу глобальной торговой системы, отмечает аналитик. Трамп все же показал желание разорвать торговые отношения со всеми, повысить тарифы, чтобы сократить торговый дефицит и вернуть рабочие места на фабриках. Он уже ввел более высокие тарифы на импорт стали и алюминия, и готов повысить пошлины на автомобили. Представитель Канады уже высказал мнение, что, если это произойдет – это в корне изменит двусторонние отношения в худшую сторону и на долгие годы.
Среди сторонников разрыва торговых отношений с Китаем много тех, кто не верит, что Трамп справится с задачей. Потому что очень много факторов втянуто в эту торговую войну. 2019 год может стать решающим для партнерских отношений многих стран, полпгает аналитик. Если торговля между странами снизит обороты, все эти торговые войны будут вести экономику США, да и мировую только на снижение. А все к этому и идет. Если США будет разрывать со всеми отношения – будет негатив и большая неопределенность. Если не будет разрывать – мы увидим разочарование в американском президенте снижением фондового рынка.
Больше всего в этой всей ситуации не понятна политика ФРС США, которая не учитывают внешние факторы. В комитет по открытым рынкам прибыло 4 новых участника, и все они сторонники повышения ставок в 2019 году. Более того, большая часть руководителей ФРС твердо убеждены, что внешняя политика и внутренняя никак не связаны, и надо поактивнее повышать ставку в 2019 году. Если это произойдет – мы увидим небывалое снижение фондового рынка США и Европы. Все эти факторы в первую очередь будут давить на рынки развивающихся стран. Поэтому, не обойдет стороной замедление и нашей экономики. В моменты отчаяния США могут выместить весь свой гнев в виде санкций против нескольких стран – уже лежат готовые законопроекты по ограничениям России.
Рассматриваются такие санкции, как запрет на работу с госдолгом, ограничение переводов в иностранной валюте, запрет на авиаперевозки. Да, наше правительство готово уже ко всем этим санкциям, например, рассматривается переход на национальные валюты в торговле с Индией, Китаем. Однако, говорит Катя Френкель, если мы готовы на новые условия, это не означает, что другие страны нас поддержат. Китай уже отложил вопрос о взаимных расчетах в нацвалютах. И их можно понять – пока не решится вопрос с торговлей США, рано что-то подписывать с Россией – слишком плохо для китайцев в этом случае закончится торговая война. Может вообще получиться не очень хорошая ситуация – введут запрет на переводы в долларах, а Китай еще не определится с условиями торговли США. «Надеюсь, правительство обдумывает путь обхода такой ситуации», – резюмирует эксперт.
США и Китай и - два ключевых участника событий на мировой арене, которые будут формировать повестку как минимум до конца первого полугодия 2019 года, соглашается управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По словамэксперта, внутриполитический кризис в США перерастает в экономический. Так, то в понедельник, в канун Рождества в западных странах Dow Jones Industrial Average падал на 2,9%, S&P 500 - на 2,7%, Nasdaq Composite - на 2,2%, при этом с начала месяца снижение по ключевым индексам США составляет уже порядка 10%.
Худший день в истории американского фондового рынка со времен великой депрессии стал следствием бюджетного кризиса. Конгресс отказался утвердить бюджет на последнем в году заседании, формальным поводом стало нежелание законодателя вносить в расходную часть траты на строительство "великой мексиканской стены", на чем настаивал Трамп. В действительности проблемы значительно глубже: главной проблемой сейчас является противостояние администрации президента и Федрезерва, которое в общем-то и является основной причиной дестабилизации американской экономики и рынков. Глава ФРС Джером Пауэлл планирует поднять ключевую ставку до 3,5% уже в следующем году.
При условии, что только в этом году ФРС провела уже четыре раунда ужесточения кредитной политики, американская экономика, выехавшая из кризиса благодаря практически бесплатным кредитам, рискует существенно замедлить темпы роста, полагает Илья Жарский. Это для Трампа, получившего свой пост благодаря обещаниям поднять промышленность и репатриировать выведенные в страны третьего мира производственные мощности американских компаний, равнозначно перечеркиванию его президентской программы. Политика Пауэлла Трампа не устраивает, о чем он уже неоднократно заявлял, уволить его президент может, но это, скорее всего, выльется в еще больший кризис на фондовом рынке США, который потянет за собой вниз все мировые индексы.
Китай продолжит остывать, ожидает аналитик, причем, скорее всего, ускоренными темпами в результате негативного влияния на некогда самую динамично развивающуюся экономику мира торговой войны с крупнейшим торговым партнером. Снижение темпов экономического роста КНР в общем-то уже перестало быть новостью. По итогам 2016 года ВВП подрос на 6,7%, 2017 - на 6,9%, в этом году рост составит не более 6,5%., в следующем, при условии сохранения взаимных торговых ограничений в американско-китайской торговле, рост вряд ли превысит 6,3%. И это притом что еще пять лет назад считалось, что любой рост ВВП Китая ниже 8% равноценен масштабному экономическому кризису.
Стоит отметить, что проводимая правительством Китая программа поддержки экономики за счет стимулирования внутреннего потребления носит ограниченный по своему эффекту характер и, увы не оказывает достаточного для разгона экономики стимула. Очередной раунд переговоров по снятию ограничений назначен уже на январь, но, думаю, что пока говорить о решении проблем преждевременно.
Что до России, то, констатирует Илья Жарский, сейчас проблемы мировой экономики для нас уже не имеют столь высокого значения. В течение последних пяти лет экономика нашей страны стала максимально изолированной со времен СССР. Скорее всего, даже в случае реализации масштабного кризиса на фондовых рынках США и/или Китая, для российской экономики ущерб будет не столь велик как если бы на дворе был 2013 год.
Санкции, отток иностранного капитала, общее снижение интереса инвесторов к emerging markets, затухание деловой активности, перспективы двукратного ускорения инфляции в результате надвигающегося повышения ставки НДС и топливных акцизов, риски очередного витка девальвации рубля, дефицит бюджета в результате падения цен на нефть к минимумам за 2 года и вполне реальные перспективы нулевого роста экономики по итогам следующего года - это лишь неполный перечень тех проблем, с которыми наша страна столкнется в следующем году. Это проблемы, которые нужно решать.