Рост оконфузился

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
7 декабря 2018, 18:05

Банк России понизил прогноз по темпам роста ВВП РФ на второе полугодие 2018 года, а в 2019 году ожидает лишь стабилизации показателя. Судя по причинам замедления, надежду на рост экономики даст лишь повышение нефтяных цен, которое становится возможным после достижения 7 декабря на уровне ОПЕК+ договоренностей об ограничении добычи

ТАСС Автор: Сергей Коньков
Нефтяные цены ограничили экономический рост

Банк России понизил прогноз по темпам роста ВВП РФ на второе полугодие 2018 года, хотя и ожидает стабилизации показателя в 2019 году.

ЦБ РФ опубликовал бюллетень «О чем говорят тренды», подготовленный департаментом исследований и прогнозирования. Индексная оценка ВВП в IV квартале 2018 года указывает на замедление российской экономики во 2-м полугодии: в Центробанке ожидают темпов ее роста на уровне 0,3%, а по итогам 2018 года — на 1,6-1,7%, хотя еще в октябре аналитики ЦБ прогнозировали рост ВВП в этом году на 1,7-1,8%.

Небыстрых темпов они ожидают и далее. Почему?

«На фоне снижения цен на нефть в ноябре почти до уровня 55 долларов за баррель, квартальный рост экономики с поправкой на сезонность в начале 2019 года замедлится до 1% в пересчете на год», — сообщает нам бюллетень.

Нефть действительно является одним из основных причин снижения роста ВВП, соглашается Катя Френкель, руководитель аналитического департамента компании «ФинИст. И в ближайшем будущем не видно причин для динамичного роста «черного золота», поэтому данный фактор будет тормозить экономику и в дальнейшем. Также довольно весомой причиной можно назвать геополитическую напряженность. Постоянные ожидания санкций, неизвестность последствий ведет к неопределенности и ослаблению внутреннего спроса, считает она.

Оба эти фактора станут ключевыми для ВВП и в 2019 году, полагает эксперт. Если бы не подняли пенсионный возраст, прироста могло бы вообще не быть. Но с учетом того, что работающего населения станет больше – да, показатель 0,2% квартал к кварталу мы можем увидеть. Ситуацию могут сдерживать и внешние экономические риски: мировая экономика сейчас в стадии замедления развития из-за торговых войн. Такие процессы не проходят мимо ни одной страны, потому что чаще требуют перестроения для компаний и предприятий. 

Если рассуждать абстрактно от имени некого среднестатистического международного инвестора, то 1,6-1,7% роста ВВП за год для страны, в которую он собирается инвестировать — крайне мало, указывает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. «А что, если ему сообщить, что у этой страны большой золото-валютный запас, позволяющий, теоретически, погасить весь внешний госдолг? —  инвестор приободрится, – говорит он. – А что, если он узнает о том, что страна в это самое время находится под международными санкциями, что санкции могут быть наложены на ее госдолг? Думаю, что санкции и 1.6% роста ВВП говорят сами за себя, и инвестор предпочтет для инвестиций другую развивающуюся страну, не находящуюся в конфликте с развитыми странами, и растущую на 4-5% в год».

Средний инвестор, отмечает аналитик, сейчас бежит от рисков, предпочитает низкую доходность в крепкой валюте. Можно сказать, что рисковать сейчас не модно. Доходность 10-летних US Treasuries превышает 3% годовых в долларах, и все устремляются в эту бумагу, а развивающиеся рынки испытывают отток капитала. 

Хотелось бы правительству более быстрого роста ВВП? Конечно, хотелось бы, но гораздо больше оно ценит стабильность: профицитный бюджет, высокие ЗВР, более или менее стабильный курс рубля. И правительство можно понять, говорит Алексей Антонов, ведь разные эксперименты в экономике были свойственны 90-м годам, и приводили порой к дефициту бюджета до 30%, а также к сепаратистским настроениям в регионах.

Чиновники «повзрослели» и больше всего ценят статус-кво, который им приходится поддерживать на фоне общего старения населения, низкой производительности труда, и, как следствие — необходимости реформы пенсионной системы. При этом бизнесу и населению нужно быть благодарными хотя бы за то, что монетарная политика действительно стала сбалансированной, считает аналитик. 4% инфляции в год — это возможность планировать свои денежные потоки почти как в развитой экономике. Повышение налогов неприятно, но служит все той же цели стабильности.

Так что, заключает Алексей Антонов, с такой экономической политикой темп роста в 2019 году будет ниже, порядка 1,5%. А на среднемировой уровень 3% Россия выйдет примерно к 2030 году, полагает он. Напомним, что президент РФ поставил задачу не только достичь, но и превысить среднемировые темпы экономического роста в гораздо более сжатые сроки, точнее, в ближайшем будущем. Правительство, со своей стороны, отложило достижение таких показателей до начала 20-х годов.

Определенную надежду на изменение инерционного сценария дает то, что, как стало известно 7 января вечером, производители нефти на саммите ОПЕК+ в Вене договорились сократить добычу нефти на 1,2 млн баррелей в день, причем, как сообщил «Эксперт online», соглашение подписано благодаря России.