Начало года стало достаточно позитивным для рынка «черного золота». Росту цен на нефть способствовал целый ряд факторов: оптимизм инвесторов в отношении договоренностей по торговым вопросам между США и КНР, сокращение добычи в саудовской Аравии и прогнозы по сокращению запасов нефти как в Америке, так и в принципе во всем мире. Однако фундаментальных факторов для дальнейшего подъема все же нет.
Так, еще вчера, 9 января, нефть сорта Brent достигла отметки 60,25 долларов за баррель (+ 2,5% к уровню закрытия вторника), по данным РБК. Нефть начала дорожать с 28 декабря, когда баррель Brent стоил 52,2 доллара, и росла в цене каждую торговую сессию, что стало самым продолжительным ралли с июля 2017 года. К среде рост нефтяных котировок составил 14,5%, что почти позволило отыграть декабрьское падение, когда за десять дней — с 14 по 24 декабря — цены на нефть обвалились с 60,28 до 50,47 доллара за баррель. Сорт WTI также дорожал — на 3%, до $51,25 за баррель.
Но уже в четверг цены на нефть начали снижением в рамках коррекции после повышения более чем на 5% в течение торгов днем ранее. По состоянию на 7.48 мск стоимость мартовских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent опускалась на 0,91%, до 60,88 доллара за баррель. Стоимость февральских фьючерсов на нефть марки WTI снижалась на 1,07%, до 51,8 доллара за баррель. Тим образом, «нефтяные качели» качнулись в обратную сторону.
И все же сейчас уже сложно говорить о "качелях" – уже хотя бы потому, что цены на нефть снижаются в течение двух месяцев подряд, полагает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Причем речь идет не о спекулятивной просадке, а о полноценном новом витке кризиса на рынке энергоносителей, подкрепленном рядом фундаментальных факторов, появление которых диктуется кардинальными изменениями расстановки сил на нем, а также наличием фундаментальных проблем в мировой экономике.
Да, безусловно, в течение всего года мы будем видеть ставшие уже привычными колебания котировок, вызванные краткосрочными и среднесрочными факторами, как это происходит сейчас, но в целом предпосылок для возвращения барреля к ставшим уже привычными уровням в диапазоне 75-85 долларов, просто нет. Так что если и говорить о качелях, то с крайне скромной амплитудой.
Текущий рост котировок является не боле чем положительной коррекцией после того, как к середине последней декады декабря баррель опустился ниже 50 долларов на волне закрытия позиций участниками рынка в преддверии рождественских и новогодних каникул. Последовавший отскок, подкрепленный как возвращением на рынок инвесторов, так и данными о сокращении товарных запасов в США, надеждами на скорое окончание американо-китайской торговой войны, снижением интереса к долларовым активам на фоне продолжающегося бюджетного кризиса и, конечно, заявлениями Минэнерго Саудовской Аравии, согласно которым крупнейший участник ОПЕК сократил добычу до 10,2 млн барр./сутки, притом что по взятым на себя обязательствам должен был лишь до 10,3 млн.
Уже сегодня мы видим охлаждение интереса рынка к нефти, что может говорить о том, что диапазон в пределах 58,5-61,5 доллара может стать новой нормой как минимум до конца января или даже всего первого квартала, полагает аналитик. Ограничивают рост два ключевых фактора: высокий уровень неопределенности отностительно темпов роста крупнейших экономик мира, а так же стремительный рост добычи в странах, не присоединившихся к сделке в формате ОПЕК+, в первую очередь США. Вместе эти два фактора говорят о наличии рисков нового кризиса перепроизводства энергоресурсов, так что по сути мы говорим о вероятности повторения ситуации 2014-2015 годов.
Чем это грозит экономике России? Да в общем-то ничем не грозит, уверен Алексей Антонов. По прогнозам Минфина сверхдоходы от продажи нефти и газа по итогам 2018 года могут превысить 2,7 трлн руб, но этих средств бюджет не получит, поскольку в рамках бюджетного правила, цена отсечки установлена на уровне 40 долларов за баррель, так что все сверхдоходы уходят на спецсчета Казначейства, то есть изымаются из экономики.
Грубо говоря, объясняет эксперт, пока нефть не стоит меньше пресловутых 40 долларов за баррель, любые колебания как в меньшую, так и в большую сторону для российской экономики проходят более-менее незаметно. Да, привязка к нефти рубля при просадке нефти негативно сказывается на его курсе, но при сильных просадках Минфин и ЦБ снижают объемы предложения ликвидности в рамках исполнения бюджетного правила, либо правительство и вовсе вводит мораторий на такие операции.
Волатильность цен на нефть в целом для России не столь опасны, как низкие цены на нефть в длительной перспективе, соглашается руководитель Центра аналитической информации ГК TeleTrade Сергей Лысаков. Российский бюджет сбалансирован при средней цене на нефть в 40 долларов за баррель, поэтому для бюджета нынешние цены не являются критическими, признает он.
С момента отказа Банка России приобретать валюту на отрытом рынке в интересах Минфина в августе прошлого года, цена на нефть не оказывала критического влияния на курс российского рубля. Однако, полагает эксперт, с возвращением покупок ЦБ на открытом рынке с 15 января растущие цены на нефть будут оказывать давление на курс национальной валюты. Во многом эти ожидания уже заложены в текущие котировки рубля, но они будут зависеть от того, с какими объемами выйдет ЦБ на рынок, учитывая, что он также будет осуществлять частичные закупки валюты в счет недокупленных объемов прошлого года. В случае существенного падения курса рубля прямое влияние будет оказано на инфляцию, которая уже оценивается в 5,5% в годовом выражении.
На котировки нефти сейчас оказывают факторы сокращения темпов роста мировой экономики, в том числе и Китае, что снижает спрос на «черное золото», указывает аналитик. С другой стороны, сокращение добычи нефти странами-участниками ОПЕК+ на 1,2 млн баррелей в сутки только начало реализовываться. Саудовская Аравия уже заявила о сокращении добычи до 10,2 млн баррелей в сутки, больше, чем предполагалось соглашением (10,311 млн баррелей в стуки). Нефть Brent на этом заявлении выросла на 4%. В дополнение краткосрочную поддержку котировкам оказало снижение запасов нефти в США, которые снизились на 1,7 млн баррелей до 439,7 млн. Замедляющиеся темпы роста добычи в США и странами ОПЕК+ приблизили рынок к балансу.
На текущей неделе, ожидают в TeleTrade, котировки нефти марки Brent стабилизируются около отметки в 60 долларов за баррель. В течение месяца же возможно некоторое снижение – до уровня 58 долларов за баррель.