Выбора нет

Геннадий Петров
10 января 2019, 13:04

AP/TASS
Петр Порошенко и Юлия Тимошенко
Читайте Monocle.ru в

Украинская избирательная кампания стартовала.  4 января Центральная избирательная комиссия зарегистрировала первого кандидата в президенты. Им стал бывший министр экологии и природных ресурсов Игорь Шевченко, который, вероятно, только и запомнится избирателям тем, что зарегистрировался быстрее «тяжеловесов» украинской политики. Те не спешат, основательно готовясь к серьезной схватке.

Если Петр Порошенко не совершит невозможное, и не сможет, проявив чудеса политической интриги, со второй попытки, все-таки добиться переноса выборов, они состоятся 31 марта и будут, возможно, не самыми судьбоносными, но точно самыми необычными для страны.

После 1991 года выборы общенационального масштаба проходили на Украине, в общем, по неменяющейся схеме. Реальными претендентами на власть были две политические силы: (условно) пророссийская, опирающая на голоса юга и юго-востока и (условно) проевропейская,  чей электорат находился, главным образом, на западе и в центре страны. Десятилетиями в избирательных кампаниях использовались одни и те же «морковки». «Пророссийские» кандидат, партия или блок обещали дружить или уж не ссориться с Москвой, защищать русский язык или повысить его статус. Соответственно, «прозападный» оппонент говорил прямо противоположное: про независимость страны, а то и про движение в Евросоюз, и незыблемость одной державной мовы. Так как электорат востока и юго-востока был более многочисленным и более управляемым, «пророссийские» как правило, побеждали. А победив, неизменно забывали свои предвыборные обещания. 

Всё перепутал второй Майдан и последующие события. На той территории Украины, что проголосовала на президентских выборах 2014 года, впервые появился общенациональный кандидат. Нашлась объединяющая тема. Порошенко выиграл отнюдь не в тоге агрессивного противника или уж тем паче сторонника Москвы. За него проголосовали в первую очередь, потому что он пообещал мирным путем покончить с военным конфликтом на Донбассе, который к тому времени все более разгорался. К сожалению, это обещание, вполне в русле украинской политической традиции, оказалось невыполненным (по вине ли только Порошенко – вопрос отдельный).

Выборы 2019 года, похоже, утвердят, как правило, появившееся пять лет назад новшество. На них ни языковая тематика, ни региональная специфика исход голосования определять не будут. Не появился даже единый кандидат от юго-востока – вещь по прежним временам немыслимая. За изрядно поредевший экс-электорат исчезнувшей Партии регионов бьются несколько политиков: Евгений Мураев, Вадим Рабинович, Юрий Бойко, Александр Вилкул. Причем борьбу друг с другом они ведут на столько шумно, что, похоже, несколько дезориентировали и своего избирателя, и созданную на местах «регионалами», оставшуюся во многом неизменной, систему обеспечения нужного на выборах результата. Эта система приучена к тому, что «правильный» кандидат бывает только один и его имя определяется быстро. А нынче даже в январе непонятно, кого выдвинет крупнейший осколок «регионалов» Оппозиционный блок. По видимому им станет самый популярный кандидат из всей четверки, Юрий Бойко. Это не значит, что остальные не будут ему мешать.

Разброд и шатание в лагере бывших «регионалов» очень устраивают двух фаворитов выборов, Порошенко и Тимошенко. Они не прочь разыграть президентское кресло между собой. Тимошенко прочно застолбила тему борьбы с повышением коммунальных тарифов, действительно болезненную для большинства украинцев, вне зависимости от того, в какой части страны они живут. На сегодняшний день по всем, даже самым пристрастным опросам, Юлия Владимировна является лидером предвыборной гонки. Ее несомненный плюс, помимо удачно найденной предвыборной темы: наличие формировавшегося годами твердого «ядра» избирателей, которые от своего выбора, похоже, уже не отступят, что бы ни случилось. Минус Тимошенко – там же, где и плюс: в ее прошлом. За годы политической деятельности у нее сформировался солидный антирейтинг. К тому же большие и малые олигархи Тимошенко откровенно опасаются. Считается, что она не держит свое обещание и имеет непомерные амбиции. Этакий Янукович в юбке, которая хочет все забрать себе и ни с кем не делится. Именно эти опасения приводили к тому, что против Тимошенко раз за разом на очередных выборах объединялись все украинские сильные мира сего. По существу вся украинская политика последних восемнадцати лет – это одна большая попытка не допустить этого, во всех отношениях, удивительного политика к единоличной власти. 

У Порошенко, в отличие от Тимошенко, дружба с олигархами складывается успешнее. Сейчас в его союзниках – Ринат Ахметов, все еще пользующийся немалым влиянием на Донбассе, причем, по обе стороны линии фронта. Это, конечно, обеспечит Порошенко определенные очки. Однако подлинной предвыборной «фишкой» президента стала борьба за создание Украинской православной церкви, независимой от Москвы.  «Фишка» не самая удачная: конечно, украинцы куда больше интересуются религией, чем русские. Но и для них на сегодняшний день религиозные вопросы, пусть и в государственническо-националистической упаковке, не так уж и интересны. Однако особого выбора у Порошенко нет.

К несчастью для президента операцию «томос для Украины» не удалось провернуть гладко. Подавляющее большинство православных приходов по-прежнему остается на стороне УПЦ Московского патриархата, а попытка загнать церковников во вновь создающуюся церковь административными методами, похоже, дала обратный результат. К тому же многие искренние сторонники автокефалии теперь с удивлением выяснили, что никакой независимой украинской церкви, собственно, не получилось. Напротив, под угрозу поставлено существование Украинской православной церкви Киевского патриархата. Независимая УПЦ, чьим ядром она, по идее, должна была быть, оказывается, стала частью Вселенского патриархата, от которого она находится в гораздо большей зависимости, чем УПЦ МП от Москвы. У Порошенко хватило влияния убедить киевского патриарха Филарета (Денисенко) не поднимать скандал перед выборами. Но едва ли скандала будет возможно избежать потом. Вдобавок Порошенко угораздило влипнуть в скандал на ровном месте: на церемонии вручения томоса в Стамбуле в составе украинской делегации оказался авторитетный, скажем так, днепропетровский предприниматель Александр Петровский, более известный в некоторых кругах под творческим псевдонимом «Нарик». В результате вместо возвышенных разговоров об автокефалии Порошенко получил в прессе дискуссии о влиянии криминала на православную церковь и об особенностях течения денежных потоков в религиозных организациях.

Все это, конечно, создаст немало проблем для главы государства на выборах.

Говоря о кандидатах в украинские президенты, конечно, нельзя обойти вниманием Владимира Зеленского. Этот шоумен и киноактер стабильно занимает второе-третье место в рейтингах популярности украинских политиков. То есть, он вполне способен повторить в жизни судьбу своего киногероя из популярного на Украине сериала «Слуга народа», где скромный школьный учитель неожиданно оказывается президентом страны. «Кукловодом», который управляет Зеленским, чаще всего называют олигарха Игоря Коломойского, у которого свои счеты и с Порошенко, и с Тимошенко. Что ж, шоумен во власти – это по-современному. Вспомним, хотя бы, успех комика Беппе Грилло, ставшего одним из самых популярных политиков Италии или уж Дональда Трампа: он для миллионов американцев годами был все-таки не столько бизнесменом, сколько телезвездой. Образ украинского Рейгана, в случае с Зеленским, правда, портит то, что у него совершенно отсутствует какой-либо опыт, кроме работы в шоу-бизнесе. Его избиратель, как, возможно не без оснований, считается, вовсе на участки не придет. «Ответ в соцопросе «за Зеленского» сродни ответу «за черта лысого, лишь бы не за всех этих надоевших порошенко-тимошенко», - так раскрыл феномен успеха этого человека один украинский социолог.

Как бы то ни было, выборы на Украине обещают быть интересными, а судьба следующего президента, кем бы они ни был, незавидной. Ближайшее время будет для страны весьма нелегким. В этом году предстоит заканчивать вооруженный конфликт на Донбассе, интегрировать непризнанные республики в украинское пространство. Этот процесс чреват опасностями и самыми неожиданными сюрпризами. Да и в экономике все будет сложно: 2019-й – пик выплат по внешним долгам. Не случайно Тимошенко обещает, придя к власти, перейти к парламентской республике. Не нести единоличную ответственность за трудный год как-то спокойнее.