После десятилетнего экономического бума политический небосклон затянуло грозовыми тучами. Они начинают все сильнее сказываться на состоянии глобальной экономики. Так, прогноз по ее росту на этот год, по данным Consensus Economics, впервые за последние десять лет ниже 3%.
Экономика Германии, четвертая экономика планеты (четвертая), не стала исключением. Главная экономика Европы, базирующаяся на экспорте, объем которого 1,6 трлн евро, тоже в полной мере испытывает нарастающее давление политической надстройки.
Опрос уверенности немецких бизнесменов, проведенный мюнхенской компанией Ifo, показал в декабре прошлого года самый низкий с 2016 г. результат.
«Компании во всем мире с неохотой заказывают новые машины и оборудование,- объясняет Ульрих Акерман, исполнительный директор по международной торговле Союза машиностроителей Германии VDMA.- Компании вкладывают средства только тогда, когда оптимистично смотрят в будущее. Между тем, мы подошли к концу экономического цикла после десятилетия роста».
Для Германии экспорт, как говорится, «наше все». Его доля в ВВП ФРГ 47,2%. Это самый высокий показатель среди крупных мировых экономик. Статистика свидетельствует, что торговля в последнее десятилетие была главным источником роста ВВП. Следовательно, снижение экспорта может отбросить немецкую экономику в техническую рецессию, наступающую при двух кварталах отрицательного роста кряду. В Германии надеются, что это не произойдет. По крайней мере, пока. Во вторник Федеральное статистическое агентство (FSA) опубликовало предварительные данные, но данных по экспорту за три последних месяца 2018 года нет. В прошлом году ВВП Германии вырос на 1,5% по сравнению с 2017 годом. Кстати, в 2017 г. рост был больше – 2,2%.
В третьем квартале экономика ФРГ впервые после 2015 года показала отрицательный рост. Снижение в четвертом квартале, если верить предварительным цифрам, стабилизовалось. Многие экономисты надеются, что это временное явление, и объясняют его тем, что немецкие автопроизводители не успевают вовремя выполнить новые требования ЕС по выбросам. Однако индекс покупательной способности, часто используемый как лакмусовая бумажка для прогнозов по развитию экономики, говорит, что в четвертом квартале ситуация едва ли улучшилась.
Индекс немецких машиностроительных компаний в декабре опустился до уровня 2012 г. Немцы начали понимать, что их экономика держится не только на автомобилях и что экспорт в целом находится под сильным давлением.
Больше всего немецкие компании сейчас боятся усиления торговой войны между США и КНР. На второе место большинство немецких бизнесменов ставят жесткий брексит.
Беспокоит немецкий бизнес и отсутствие единства в еврозоне, подпитываемое движением «желтых жилетов» во Франции и высокой вероятностью столкновения между рынками и популистским правительством Италии.
Для бизнеса крайне важна определенность, понимание правил игры. Поэтому немецкие бизнесмены больше всего хотят от мировых лидеров ясности и определенности. Этой неопределенности нет как в США, так и в Китае. Кстати, за счет снижения немецкого экспорта в Китай в прошлом году в основном и снизился весь экспорт ФРГ. Поднебесная – крупнейший торговый партнер Германии. Не удивительно, что немецкая экономика ведет себя точно так же, как китайская – когда в экономике КНР проблемы, лихорадит и первую европейскую экономику.
Рост немецкого экспорта в КНР в ноябре 2018 г. снизился до 4% по сравнению с ноябрем 2017 г. Между тем, в более ранние месяцы прошлого года он составлял двузначные числа.
Особенно тяжело сейчас в Китае немецкому автопрому. В прошлом году в КНР зафиксировано первое почти за три десятилетия роста снижение в продажах автомобилей. Больше всего от падения спроса на авто в Поднебесной пострадали производители массовых марок и в первую очередь Volkswagen AG.
Уверенность примерно 5200 немецких компаний, работающих в Китае, по данным Коммерческой палаты Германии, снижается. Причем, речь идет не только об автогигантах.
Производитель промышленных роботов Kuka AG, купленный в 2017 г. Китайской компанией Midea Group, предупреждает, что «охлаждающаяся» китайская экономика отрицательно влияет на деятельность компании.
Второй в мире производитель спортивной одежды Adidas AG тоже ожидает снижения активности в КНР в последнем квартале прошлого года. Между тем, Китай – третий рынок по продажам для этой компании после Западной Европы и Северной Америки с объемом доходов в 2017 г. ок. 4 млрд евро.
Впрочем, большинство немецких бизнесменов надеются, что замедление темпов развития китайской экономики, а следовательно и немецкой носит временный характер, и продолжают инвестировать в нее большие средства. Так, химический гигант BASF, для которого Китай тоже является третьим рынком по продажам, несмотря на снижение прибыли инвестирует 10 млрд долларов в строительство первого в Поднебесной полностью иностранного химического комбината в Гуандуне.