В России радикально пересмотрят требования к бизнесу

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
16 января 2019, 10:57
Екатерина Штукина/ТАСС

К 1 февраля 2020 года регуляторные требования к бизнесу могут быть пересмотрены, что, по крайней мере, по замыслу властей, должно уменьшить почти вдвое регулятивную нагрузку на предпринимателей. Данное предложение выдвинул в первый день Гайдаровского форума премьер Дмитрий Медведев в рамках своего выступления, передает агентство «Прайм».   

По словам премьера, сегодня ряд требований выглядит просто «абсурдно», а многие нормативные акты по проведению проверок, принимавшиеся еще в советское время, устарели и нуждаются в пересмотре. В качестве примера Дмитрий Медведев привел требования к приготовлению омлета: "Это дословно звучит таким образом: при приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду, слоем 2,5-3 сантиметра, ставят в жарочный шкаф, температурой 180-200 градусов на 8-10 минут. Иначе жарить нельзя", — привел он пример.  

Задача может быть решена с помощью механизма так называемой "регуляторной гильотины". Он заключается в том, что все ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования, автоматически утратят силу, если они не будут особым образом одобрены или изменены. По словам Дмитрия Медведева, для осуществления экономического рывка необходимо снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотрев систему требований. Прежде всего, это касается наиболее зарегулированных секторов – транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, СЭС.  

Новацию поддержали и представители экономических властей. По словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, данный механизм позволит исключить избыточное и неэффективное регулирование бизнеса. В настоящий момент насчитывается более 9 тысяч нормативных актов, устанавливающих требования к бизнесу, часть из них давно и безнадежно устарела.  

Послабления для бизнеса Дмитрий Медведев обещает уже почти 11 лет, напоминает член президиума "Опоры России" Ирина Капитанова, – со времен его легендарной уже фразы «хватит кошмарить бизнес». О результатах этого послания лучше спросить у самих бизнесменов. Его новая инициатива относится, впрочем, к сегменту бюрократии, которого в нашей стране немало. И любое ее сокращение, конечно, признает эксперт, можно только приветствовать.  

Как это повлияет на бизнес-процессы - сказать пока сложно, считает Ирина Капитановапотому что всегда нужно разбирать конкретные кейсы. Есть, например, проблема лицензирования некоторых отраслей. Будут ли отменены эти лицензии, пока не понятно. Таких примеров нет, но они обязательно появятся, если инициативы правительства действительно окажутся не просто декларируемыми.   

Но главный вопрос - как измерять эффективность этих мер? Какой показатель считать? Рост прибыли? Собираемость налогов? То есть некоторые бюрократические препоны мы убираем, за это спасибо. Но станет ли при этом доступнее кредитование бизнеса? Потому что рост экономики это понятие комплексное, и меры необходимо принимать также комплексно. Выражаясь эзоповым языком российского премьера (см. цитату про омлет), «чтобы лодка поплыла мало ее просто снять с привязи. Гребцу нужно еще и весла выдать», заключает Ирина Капитанова.   

Вопрос зарегулированности бизнеса не имеет однозначного ответа, соглашается директор департамента промышленного и бытового оборудования «Грундфос» Сергей Захаров. С одной стороны, многие требования к предприятиям справедливы. Например, в газовой сфере существуют жёсткие нормы безопасности для зданий, но при этом они могут не выполняться. Так, если говорить о пожарной безопасности, а именно о требованиях к автоматическим пожарным станциям, то они часто соблюдаются лишь номинально, «для галочки».  

В то же время, рассказывает специалист, проверяющие органы не всегда могут проконтролировать, выполнены ли предписания СП (Сводов правил). Последствия этого, как мы видим, могут быть самые плачевные. С другой – бизнес действительно часто сталкивается с избыточным регулированием, что в результате препятствует реализации государственных стратегических задач.  

Возьмём сферу производства промышленного оборудования, говорит Сергей Захаров. В России на законодательном уровне введено требование снижать удельный расход электричества и тепла в жилых домах и общественных зданий, действует 261-й ФЗ «Об энергоэффективности и энергосбережении». Но при этом есть 44-й закон о госзакупках, который фактически делает небезопасным для государственных унитарных предприятий включение в конкурс требований, связанных с энергоэффективностью оборудования – например, требований к КПД электродвигателя.  

Попытка ввести эти условия может быть воспринята контролирующими органами как стремление создать искусственные ограничения для поставщиков, что трактуется законодательством как финансовое экономическое правонарушение. По этой причине может закупаться дешёвое, не энергоэффективное оборудование. 

В целом же, обращает внимание сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров, в последнее время у нас лишь принималось все больше новых норм, которые зачастую противоречили уже установившимся стандартам и правилам. Правительство понимает, что  терапия уже не дает эффекта и пришло время отсекать устаревшие нормы и создавать новую законодательную нормативную базу, без лишних препон. Гильотина, говорит эксперт, может свести на нет больше половины ненужных норм. В своё время подобный инструмент уже применяли в  Великобритании, Мексике, Вьетнаме и он показал свою эффективность.  

Вопрос актуализации законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, в том числе посредством «регуляторной гильотины», уже давно обсуждается не только бизнесменами, но и практикующими юристами, указывает д.ю.н., руководитель департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Гульнара Ручкина. По данным Минэкономразвития, в России ежегодно более трети законопроектов не выдерживают критики оценки регулирующего воздействия и признаются избыточными и необоснованными.  

В настоящее время существует огромное количество нормативных актов, противоречащих друг другу, при этом в процессе правоприменения указанные противоречия зачастую трактуются не в пользу предпринимателей, а также неэффективных норм, которые на практике в целом не влияют на законность ведения бизнеса, однако их несоблюдение может привести к дополнительным проверкам и, как следствие, увеличить коррупционные риски.  

Например, несмотря на переход на электронный документооборот, процедура получения многих государственных услуг до сих пор нельзя назвать упрощенной в связи с требованиями предоставления документов, которое сам исполнительный орган может получить в процессе межведомственного взаимодействия или в целом непрозрачной процедурой, изложенной в административном регламенте, содержащим многочисленные отсылочные нормы к другим нормативно-правовым актам и регламентам. 

Также практика показывает, что не работает уже давно принятый моратории на административные проверки бизнеса в течение трех лет. Как мы видим, планы по проверкам, которые есть у всех служб, не только не снижаются, а, напротив, увеличиваются. Поэтому, бизнес по-прежнему испытывает на себе давление со стороны проверяющих органов.  

В целом инициативу по применению «регуляторной гильотины», объявленную Дмитрием Медведевым, можно оценивать как положительную, говорит Гульнара РучкинаКак показывает зарубежный опыт, реформы, занимающие от 11 месяцев до 3 лет, позволяют упростить достаточно большое количество административных процедур, благодаря чему отмечался рост экономики в целом. Если говорить о зарубежной практике, то Южная Корея, к примеру, за 11 месяцев пересмотрела 11 тыс. норм, из них половину отменила, в Хорватии экономия бизнеса от этого механизма составила 65,6 млн долларов (0,13% ВВП) за девять месяцев реализации проекта (2006–2007 годы). 

Однако необходимо учитывать, что в случае реализации «регуляторной гильотины» будет проходить исключительно чиновниками специально созданной комиссии без учета мнения самих предпринимателей, есть риск не достигнуть поставленных целей и получить законодательство, не удовлетворяющее современным требованиям и тенденциям ведения предпринимательской деятельности.