О том, что жизнь в Сирии постепенно возвращается в нормальное русло, говорят многие «бытовые» признаки. Например, футбольный матч национальной сборной Сирии с Австралией, прошедший на прошлой неделе в Дамаске и собравший десятки тысяч зрителей, которые размахивали национальными флагами с портретом президента Асада : «Сирия!», «Сирия!»
Башар Асад победил, признают Financial Times (FT), но эта победа далась сирийскому народу огромной ценой. Президент Асад продолжает руководить страной, но это уже не та страна, которой была Сирия восемь лет назад, до прихода арабской весны. Сирия в руинах, нация разделена на враждующие лагери. До сих пор небезопасно даже в столице - Дамаске, которая, к примеру, подверглась в воскресенье очередному ракетному обстрелу даже не боевиков запрещенного в России «Исламского государства» или других радикальных исламских организаций, а израильских самолетов, продолжающих наносить удары по позициям иранских войск на территории Сирии, поддерживающих Асада. Кроме этого, в Дамаске взорвалась бомба и слышались автоматные очереди.
И тем не менее, пишут FT, приходится признать, что президент Асад сохранил власть. Пусть и исключительно благодаря поддержке союзников: Ирана и, конечно же, главным образом, России, вмешавшейся в гражданскую войну в Сирии осенью 2015 года.
Реальность вынужден признать Запад, с самого начала сирийского конфликта требовавший ухода Асада. Победу Дамаска и лично Башара Асада вынуждены признать и с ней вынуждены мириться и соседи Сирии, арабские государства, тоже мечтавшие свергнуть сирийского лидера. Соседние страны, с разной степень активности поддерживавшие оппозицию, «робко» начинают восстанавливать дипломатические контакты с Дамаском, которые были полностью прерваны вплоть до конца 2018 года.
Кроме того, что с реальностью спорить себе дороже, арабскими государствами движут разные мотивы. У большинства это желание противостоять растущим попыткам шиитского Ирана, воспользовавшегося сирийским конфликтом для усиления своего влияния на их границах, стать лидером в регионе. Другие хотят вновь открыть нарушенные торговые маршруты для того, чтобы попытаться решить свои многочисленные экономические проблемы.
Пионерами в процессе восстановления дипломатических отношений с Сирией стали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Бахрейн, возобновившие работу своих посольств в сирийской столице в прошлом году. Что же касается физических контактов лидеров, то здесь пальма лидерства принадлежит президенту Судана Омару Баширу, посетившему Дамаск с коротким официальным визитом в декабре 2018 года. В прошлом году Иордания открыла контрольно-пропускные пункты на границе с Сирией.
Ирак и Ливан наиболее энергично настаивают на восстановлении членства Сирии в Лиге Арабских государств (ЛАГ), которое было прервано в 2011 году.
«Все дело в прагматизме, который берет верх,- объяснил FT один из арабских дипломатов, попросивший не называть его имя.- Исключение Сирии из ЛАГ было большой ошибкой, потому что оно сделало нас зрителями. В результате сейчас во всех дипломатических механизмах, действующих по Сирии, отсутствует арабский компонент».
Восстановление Сирии в ЛАГ приблизил, по мнению арабского аналитика Нидаля Саби, и саммит Лиги, который прошел на минувшей неделе в Бейруте.
«Попытки, которые предприняли Соединенные Штаты и, в частности, госсекретарь США Майкл Помпео в ходе недавнего регионального турне по арабским столицам, помешать обсуждению сирийского досье в Бейруте не удались,- подчеркнул Саби в интервью агентству ТАСС. - Сирийский вопрос с самого начала форума оказался в центре дискуссии».
«Исправить историческую ошибку и вернуть Сирию в свои объятия», т.е. восстановить в ЛАГ, призвал на пресс-конференции ВРИО министра иностранных дел Ливана Джебран Басиль. Еще дальше пошел президент Ливана Мишель Аун, призвавший создать Международный арабский инвестиционный фонд, который будет финансировать реконструкцию и развитие государств, пострадавших от военных конфликтов.
Нидаль Саби уверен, что Сирия скорее всего рано, чем поздно вернется в ЛАГ, потому что на этом настаивает большая группа арабских государств: Тунис, Египет, ОАЭ, Судан и другие. Следует иметь в виду, что к этому же призывают Ирак, Ливан и Алжир, которые не прерывали связей с Дамаском в последние восемь лет.