Авторынок страшит неопределенность

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
25 января 2019, 13:21

По итогам ушедшего года российский авторынок вырос почти на 13%. Однако будут ли продажи новых машин разгоняться такими же темпами – вопрос открытый, участники рынка жалуются на множество неопределенных факторов.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам ушедшего года выросли на 12,8% и превысили отметку в 1,8 млн. машин. Это было объявлено на пресс-конференции Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ). По итогам 2018 г. лидером на российском авторынке остался бренд Lada, который закончил год приростом в 16% и продал в общей сложности 360,2 тыс. автомобилей. Далее с большим отставанием идет бренд KIA (227,5 тыс., прирост 25%), Hyundai (178,2 тыс, прирост 13%), а также Toyota и Volkswagen. Среди конкретных моделей автомобилей на первое место по итогам года вырвалась российская Lada Vesta (108,3 тыс.), следом идут Lada Granta (106,3 тыс.) и KIA Rio (100,1 тыс.).

Как завил на пресс-конференции Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, некоторые сегменты авторынка в ушедшем году показали особенно выдающийся рост. Например, на 20,7% выросли продажи сегмента кроссоверов (SUV), которые теперь достигли доли в 41,5% от всех проданных новых автомобилей в России. Также на 16,2% выросли продажи автомобилей российской сборки, и теперь машины местного выпуска занимают в РФ 78% рынка.

Говоря о планах продаж в наступившем году участники рынка дают сдержанные прогнозы. Комитет автопроизводителей АЕБ предполагает, что в 2019 г. продажи новых машин в России составят 1,87 млн. единиц, что на 3,6% больше, чем в 2018 г. «В 2019 г. мы видим много неопределенностей, -- говорит Йорг Шрайбер. – Не ясен вопрос с новыми санкциями в отношении России, не понятно какой будет валютный курс, не ясна ситуация с государственной поддержкой автомобильного рынка, с ростом утилизационного сбора, к тому же поднимается НДС, цены на топливо. Каждый бизнес не любит неопределенности, а в автомобильных продажах правильно прогнозировать рынок особенно важно».

Участники рынка в целом согласны с неопределенностью факторов, которые будут влиять на российский авторынок в текущем году. Но при этом они все же оценивают перспективы развития продаж новых автомобилей в новом году скорее позитивно. «В период с 2012 по 2014 года российских авторынок достигал показателей в 2,5 млн. годовых продаж. И люди, купившие автомобили в те времена, сейчас будут стремиться их заменить. Так что мы убеждены, что в текущем году ситуация на рынке будет как минимум не хуже, чем в году прошлом, -- отметил в интервью «Эксперту» Валерий Тараканов, директор по маркетингу Kia Motors в России. – Что касается бренда KIA, то в ушедшем году в России мы продали почти 228 тыс. автомобилей, что является историческим рекордом деятельности KIA в России. Также мы достигли рекордной доли в 13% рынка. В текущем году мы рассчитываем как минимум повторить эти показатели в том числе за счет обновления модельного ряда. В частности, в 2019 году мы начнем продажи в России седана бизнес-класса К900, а также обновим KIA Soul, который получит еще более высокие качества кроссовера. Отмечу, что Soul будет бороться за продажи в самом быстро растущем сегменте российского авторынка B-SUV, который за последний год вырос на 67%».

«Спрос на кроссоверы в России растет, -- соглашается Юта Такахаси, генеральный директор ООО «Сузуки Мотор Рус». -- Особенно растет спрос на компактные кроссоверы, что можно объяснить ростом цен на топливо, а также на удобство использования таких машин в тесном мегаполисе. В ушедшем году марка Suzuki выросла в России на 20%. Такой показатель роста мы хотим достигнуть и в 2019 г., превысив отметку продаж в 8 тыс. единиц. В новом году мы представим на российском рынке обновленную Suzuki Vitara, а также наш абсолютно новый популярный компактный внедорожник Suzuki Jimny. Что касается производства внутри России, то пока мы поставляем авто на российский рынок из Японии и Венгрии, и наши планы по налаживанию производства на территории РФ зависят от дальнейшего развития российского автомобильного рынка».

Неопределенная ситуация в наступившем году складывается и в отношении продаж коммерческого транспорта. За последние месяцы продажи здесь сильно притормозили: согласно данным аналитического агентства «Автостат», в 2018 г. объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 82,3 тыс. единиц, что на 2,7% больше, чем в 2017 году. Участники рынка надеются на то, что в 2019 г. продажи грузовиков в России как минимум останутся на нынешнем уровне.

«Темп экономического роста России находится на уровне 1-2%. Повышение ставки НДС до 20%, рост цен на топливо, расширение санкций и нестабильность курса рубля приведут к увеличению себестоимости транспортных услуг и сокращению объемов грузоперевозок, -- говорит Александр Левкович, финансовый директор транспортной компании Intertransavto (ITA). -- Ряд компаний пересмотрели планы по обновлению автопарка, что в свою очередь негативно будет влиять на продажи новой грузовой техники».