По оценке ФК «Открытие», средняя доля сберегаемого дохода россиян снизилась на 2,7 процентного пункта и впервые с января 2002 года упала ниже 5%. Как пишет ТАСС со ссылкой на анализ экспертов компании, несмотря на фактическое снижение покупательной способности, граждане России предпочитают поддерживать текущий уровень жизни за счет снижения сбережений и посредством кредитования.
Таким образом, потребительская модель поведения населения в России укрепляется все больше, несмотря на неоднократные заявления представителей ЦБ РФ о том, что сберегающуя модель должна прийти на смену потребительской. Как заявила в прошлом году в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина, модель экономики, в основе которой лежало потребление за счет доходов от экспорта сырья, себя окончательно исчерпала, хотя в ближайшие годы ее радикальной перестройки не произойдет. По ее словам, на смену изжившей себя потребительской модели поведения населения должна прийти "сберегательно-инвестиционная ".
Тем не менее, констатируют в ФК «Открытие», в течение последних пяти лет наблюдается устойчивое снижение реальных доходов населения при растущем обороте розничной торговли. Так, уровень доходов в 2018 году сократился на 0,2%, в то время как рост оборота розничной торговли составил 2,6%, ускорившись по сравнению с предыдущим годом в два раза. «Темп роста совокупного объема кредитов физическим лицам в 2018 году составил 22,4%, что выше темпов роста показателя за предыдущий год примерно в 1,8 раза. Причем на сопоставимом уровне растет беззалоговое кредитование, то есть чаще всего именно потребительские кредиты», - отметил директор по аналитике инвестиционного блока банка «ФК Открытие» Дмитрий Харлампиев.
В первую очередь, снижение доли сбережений россиян в начале 2019 года связано с декабрьским покупательским бумом, во время которого многие решили сделать крупные покупки, которые по разным причинам раньше откладывались, объясняет , доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ, к.ю.н. Наталья Залюбовская. При этом, подчеркивает она, реальные доходы населения в самом деле продолжают падать.
В то же время размер обязательных трат значительно увеличился. Россияне стали больше средств направлять на покупку товаров, оплату обязательных платежей и взносов. Удорожание потребительской корзины в том числе оказало отрицательное воздействие на накопления россиян. Таким образом, делает вывод эксперт, у населения просто не остается «свободных» денежных средств в достаточном для системного накопления объеме.
Уже, признает Наталья Залюбовская, сама модель экономических ожиданий изменилась – россияне стали реже планировать собственное экономическое будущее, во многом рассчитывая не на собственные сбережения, а на заемные средства. Более того, сбережения тех граждан, кто в прошлом году хранил дома рублевую наличность, сократились на величину инфляции. Также не оправдались надежды при инвестировании в жилую недвижимость и иностранную валюту.
Если рассматривать реальные доходы, то их накопленное снижение за последние 5 лет составило более 11%, отмечает генеральный директор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. Это значит, что доходная часть бюджета среднего домохозяйства стала меньше на одну десятую, тогда как расходная, скорее всего, выросла, в том числе и по причине улучшения демографической ситуации в последние несколько лет, когда остановилась естественная убыль населения и был минимальный прирост. Падающие доходы и растущие расходы означают либо банкротство, либо постоянное перекредитование, попытка одни кредиты закрывать другими, и это большой риск и для отдельного домохозяйства, и для всей системы.
Этот риск особенно возрастает во время сильных нелинейных шоков, таких, как внезапная девальвация 2014 или 2008 гг., хотя, пока курс рубля и цена нефти стабильны, система кажется устойчивой, говорит Александр Шустов. Еще одним процессом, увеличивающим риски, является потеря банками лицензий, при которой сгорают средства не столько физлиц, сколько компаний, обладавших счетами в данных банках. Это приводит к непредсказуемым процессам в различных отраслях экономики, к бегству капитала.
По мнению Шустова, по-настоящему сберегательная модель поведения домохозяйств в России сформируется тогда, когда, во-первых, законодательство о банкротстве станет более жестким и будет предполагать куда более серьезные поражения в правах для недобросовестных заемщиков, чем сейчас. Сейчас они на несколько лет лишаются права занимать руководящие должности, но, по сути, они и не претендуют на эти должности. И, как следствие, легко идут на банкротство или даже планируют его.
Во-вторых, продолжает эксперт, самый лучший способ стимулировать сберегательное поведение — это создать инвестиционные и сберегательные инструменты, которые обеспечат хотя бы 5-10% дохода на длинном отрезке времени, 30-40 лет, и которые будут надежны. Как только это появится, люди сами понесут туда деньги, а пока правительство само рассматривает возможность часть резервных фондов инвестировать за рубежом, в валютные инструменты — так как можно ожидать иного поведения от граждан? Граждане точно так же, как и правительство, боятся неустойчивости курса рубля, который предпочитают тратить, а не сберегать.