Пишут «Мадуро», а в уме держат «Пекин» и «Москву»

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
31 января 2019, 19:30

Zuma\TASS
Читайте Monocle.ru в

Попытка переворота в Венесуэле - первый шаг в новой стратегии Вашингтона в Латинской Америке. Ее главная цель – усилить влияние США в регионе, свергнуть левые режимы в Венесуэле, Никарагуа и на Кубе и ослабить влияние России, Китая и Ирана. В перекрестье американских прицелов не только Мадуро, но и Куба, более полувека бывшая главным врагом США в Западном полушарии, а также Россия, Китай и Иран, энергично проникающие в Латинскую Америку в последние годы.

Подавляющее большинство сотрудников администрации президента Трампа видят главную угрозу американским интересам в Латинской Америке не в Венесуэле, а в Кубе. В Вашингтоне хотят сначала ослабить связи между Гаваной и Каракасом, а затем и свергнуть правительства обеих стран, пишет Wall Street Journal. Президент Трамп хочет отменить еще одно завоевание предшественника – начало нормализации отношений между США и Кубой. Главным автором «кубинской» политики Белого дома является целая группа противников Гаваны во главе с сотрудником Совета национальной безопасности Маурисио Клавером-Кароне, который посвятил большую часть своей жизни борьбе с режимом Фиделя Кастро; а также сенатором Марко Рубио и конгрессменом Марио Диасом-Балартом. 

Считается, что в армии и силах безопасности Венесуэлы велико присутствие и влияние кубинской разведки. Каракас, в свою очередь, поставляет Кубе нефть (до 100 тыс. бар./сутки в лучшие годы), по очень низким ценам. В последние годы, по мере усиления изоляции Каракаса и Гаваны, крепли их связи с Москвой, Пекином и Тегераном.

После Венесуэлы и Кубы в планах Вашингтона переворот в Никарагуа, критика внешней и внутренней политики которой в США в последние месяцы резко усилилась. Таким образом, основой стратегии США в Латинской Америке, по словам советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, является разрушение треугольника Каракас-Гавана-Манагуа. Болтон также назвал трех противников США – тройкой тирании и добавил: «Тройка развалится».

Кстати, через считанные часы после озвучивания Болтоном стратегии США в Латинской Америке в ноябре 2018 года Госдеп объявил о новых санкциях против Кубы и Венесуэлы.

Предрекая развал антиштатовского треугольника, Джон Болтон, наверное, мнит себя пророком, но для начала Вашингтону необходимо свергнуть Николаса Мадуро или ослабить связи между Каракасом и Гаваной. Неудача укрепит позиции еще одного треугольника в регионе, на этот раз внешнего, состоящего из России, Китая и Ирана. Кстати, эта неудача вполне возможна. Достаточно вспомнить, что главной причиной, толкнувшей Барака Обаму на сближение с Кубой, как раз и был крах полувековых попыток Вашингтона свалить режим Кастро.

WSJ считает маловероятным, что Вашингтону удастся заручиться помощью латиноамериканских стран в борьбе с Кубой. К тому же, сейчас на Кубе обширные экономические интересы у таких важных американских союзников, как Франция и Канада. С Венесуэлой ситуация иная, потому что Каракас уже не один год находится в изоляции на континенте.

На первый взгляд, вызывает удивление упоминание Ирана в антиамериканском треугольнике. Однако все логично. Одним из многочисленных обвинения Вашингтона в адрес Мадуро являются связи Каракаса с ливанской «Хезболлой», которая считается в США террористической организацией и которая тесно связана с Тегераном. В Белом доме и Госдепе утверждают, что Иран принимает самое непосредственное участие в поставках Венесуэлой наркотиков на Ближний Восток через «Хезболлу». Одним из первых венесуэльских чиновников, который попал под санкции Вашингтона, стал вице-президент (до 2018 г.) Тарек аль Айссами, отвечавший за миграционную политику при Чавесе и раздавший венесуэльские паспорта тысячам ливанцев и иранцев, включая высокопоставленных членов «Хезболлы», занимавшихся наркоторговлей.

О важности, которую придает Дональд Трамп Латинской Америке, говорит хотя бы тот факт, что он попросил детальный отчет о ситуации в Венесуэле уже на второй день пребывания в Белом доме. 

Болтон, ставший помощником по нацбезопасности, давно является сторонником жесткой позиции по отношению к Кубе и Венесуэле. С появлением в Совете безопасности Клавера-Кароне, отвечающего за Западное полушарие и разделяющего его взгляды, позиции помощника по нацбезопасности существенно укрепились.

Прошлогоднее решение об объединении двух главных оппозиционных партий в Венесуэле – «За справедливость» и «Народная воля», в которой состоит и Хуан Гуайдо, дало Вашингтону первую альтернативу режиму Мадуро и новые возможности для вмешательства во внутренние дела этой латиноамериканской страны.

Переменам на континенте способствовали и прошлогодние выборы в Колумбии и Бразилии, закончившиеся победами проамериканских кандидатов. Обе эти страны – соседи Венесуэлы и поэтому испытывают сильное давление в связи с сотнями тысяч венесуэльцев, которые перебрались на их территорию. Что касается Венесуэлы, то к 10 января, когда состоялась церемония вступления Николаса Мадуро в должность президента, основные декорации были готовы.

22 января в Вашингтоне состоялось совещание с участием госсекретаря Майка Помпео, министра торговли Уилбура Росса, министра финансов Стивена Мнучина и Джона Болтона. В тот же день президент Трамп окончательно решил поддержать смену правительства в Венесуэле. Ночью того же дня вице-президент Майк Пенс позвонил Гуайдо и сообщил ему о поддержке. На следующий день Гуайдо провозгласил себя президентом Венесуэлы, а США вместе с Канадой и большинством латиноамериканских стран его поддержали. Наиболее весомо и эффективно на данный момент американская поддержка проявилась в санкциях против нефтяной компании PDVSA, объявленных 28 января. Они обойдутся Каракасу примерно в 11 млрд долларов.

Дальнейшими шагами Вашингтона в осуществлении стратегии в Латинской Америки наряду с усилением давления на Мадуро могут стать, пишет WSJ со ссылкой на свои источники в администрации Белого дома, новые меры и против Гаваны. Например, возвращение Кубы в черный список Госдепа стран, которые поддерживают международный терроризм. Это позволит Вашингтону применять финансовые и иные санкции к странам и компаниям, которые сотрудничают с Кубой. В списке потенциальных действий против Кубы новые санкции против кубинских чиновников и политиков и многое другое. WSJ считает, что новые меры против Острова свободы могут быть объявлены уже в феврале. Причем, цель их двойная – не только ослабить правительство, но и ослабить его способность помогать Мадуро.