По данным критериям марки делятся на три группы. В первую входят марки, продаваемые без каких-либо ограничений любому желающему и используемые для оплаты доставки большинства разновидностей отправлений или иных услуг почты. Вторую группу образуют марки, используемые почтовыми и иными организациями и вы можете купить почтовые марки оптом.Третью группу формируют марки, используемые для оплаты некоторых налогов, сбора денежных средств или для допуска почтовых отправлений к спецпересылке.
Специальные почтовые марки разных типов появились в связи с многообразием почтовых отправлений. Впервые это произошло в Австрии в 1851 году, где были выпущены газетные марки, используемые для оплаты доставки журналов и газет. С тех пор в разных государствах было выпущено огромное количество специальных марок, в том числе:
- контрольные;
- марки "опоздания" (они используются для оплаты корреспонденции, которая принимается служащими после окончания рабочего дня в почтовой организации);
- подводной почты;
- "говорящих писем";
- судебно-почтовые (для получения судебной документации сторонами разбирательства);
- нетонущей почты (плавучих сейфов, которые выбрасываются с идущих ко дну кораблей и подают звуковые и световые сигналы);
- разрешительные;
- телефонные.
Помимо обычных и специальных марок, выделяют почтово-благотворительные марки. Они включают в себя не только номинал, который засчитывается при оплате почтовых услуг, но и надбавку на всевозможные благотворительные цели. Как правило, размер надбавки приводится после знака "+", хотя в некоторых случаях он вовсе не приводится, но при этом продажа марок осуществляется с надбавкой. В некоторых странах надбавки были принудительными: в определенные дни франкировать корреспонденцию другими марками запрещалось.
В СССР с 1933 года специальные и почтово-благотворительные марки не выпускались. Оплата доставки корреспонденции осуществлялась при помощи обычных почтовых марок по установленным тарифам. В 1976-1980 годах советской почтой в честь проводившихся в Москве Игр XXII Олимпиады было выпущено несколько серий марок с надбавками к номиналу. Выручка от их продажи была направлена на финансирование Олимпиады. Такая практика распространена среди всех стран, которые организуют Олимпиады.