ЭтНик как бренд

Федор Лобанов
20 июня 2019, 00:00

В 2018 году, с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного на развитие гражданского общества, начата реализация «Всероссийской программы по развитию этнокультурных СО НКО — «ЭтНик».

Артем Геодакян/ТАСС
Отреставрированный фонтан "Дружба народов" на Центральной аллее ВДНХ как самостоятельный бренд и символ решения вопросов межнациональных отношений
Читайте Monocle.ru в

Ассамблея народов России не стала первооткрывателем этого процесса, однако, в партнерстве с Ресурсным центром в сфере национальных отношений, заняла лидирующее положение в обучении представителей множества национально-культурных региональных организаций – от крупных до малых – основам позиционирования своих проектов и программ.

К концу мая 2019 года проведены окружные семинары. В каждом  семинаре участвовали заинтересованные активисты из  регионов различных федеральных округов: Красноярск – Сибирского, Хабаровск – Дальневосточного, в некоторых - из двух округов: в Москве – Центрального и Северо-Западного, в Самаре – Приволжского и Уральского, в Ростове-на-Дону – Южного и Северо-Кавказского.

На что, собственно, направлена просветительская деятельность Всероссийской программы «ЭтНик» в сфере брендирования? Приглашенные эксперты разъясняют участникам актуальность этого процесса в современном обществе: бренд организации позволяет людям узнать её из множества других, тем самым привлекая в неё новых членов, участников, сторонников, партнеров; узнаваемость общественной организации – одно из условий привлечения доноров, побед в конкурсах грантов. Попросту говоря, организация с «раскрученным» брендом становится популярной, востребованной в разных аспектах общественной жизни. Члены организации ощущают свою нужность, а, значит, обеспечен положительный настрой, эффективность деятельности в сфере национальных отношений, рождение новых проектов и достижение новых целей, устойчивое развитие. Всё абсолютно так же, как происходит с популярной музыкальной группой или новой моделью смартфона.

На семинарах Ассамблеи народов России подробно разъясняются закономерности и последствия брендирования для этнокультурных организаций, рассматриваются ключевые элементы бренда (название, логотип, фирменный стиль), объясняется сегментация целевых аудиторий. После теоретической части – работа в проектных группах, где на практике участники разбирают инструменты измерения социального воздействия проекта, целеполагание, разработку ключевого сообщения в рамках проектной деятельности и взаимодействие со средствами массовой информации. Все участники отмечают исключительную актуальность тематики для своих организаций.

Проект объединил известных экспертов и специалистов, которые, согласно собственному накопленному опыту, дают заинтересованным участникам простые для понимания и доступные для исполнения рекомендации по теме социального брендирования.

В команде экспертов: директор Ресурсного центра в сфере национальных отношений Евгения Михалева (Москва); председатель Молодёжной ассамблеи народов России «МЫ — РОССИЯНЕ» Дина Громатикополо (Москва), координатор проектов Ассамблеи народов России и Ресурсного центра в сфере национальных отношений Юлия Ондар (Москва), директор по маркетингу медиахолдинга «Губерния» Илья Любицкий (Хабаровск), заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России, координатор школы активизации гражданственности «ШАГ» Ирина Галанова (Москва), креативный директор международного фестиваля социальной рекламы и коммуникаций LIME, сооснователь фестиваля и проекта Melnica Space Сергей Долгов (Москва), заместитель председателя Общественной палаты Республики Бурятия, член Совета Ассамблеи народов России, председатель Ассоциации народов Бурятии Сажида Баталова (Улан-Удэ).

Эксперт в сфере поддержки и развития некоммерческих организаций Татьяна Сейфи (Хабаровск) четко формулировала проблемы НКО в целом, которые, разумеется, не обходят стороной и этнокультурный сектор: «Наши некоммерческие организации практически не влияют на всех прочих граждан, они малоизвестны и малоинтересны населению края. Очевидно, что необходимо объединение усилий общественности для достижения максимальной информированности о деятельности некоммерческого сектора, формирования доверия к нему, повышения социального престижа общественной добровольной деятельности».

Вот мнение эксперта в области брендирования и PR Игоря Цыкунова:

«Создать из своей организации бренд – это значит найти своему делу общественную поддержку, привлечь лучших партнёров и сотрудников, открыть новые направления и получить финансирование. Всё это очень важно для организаций, соединяющих национальности и культуры, знакомящих с традициями разных народов и создающих пространство дружбы и сотрудничества».

Брендирование организации, несомненно, служит основой её развития. У эксперта проекта, директора Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, креативного директора Центра рекламных исследований Grand Prix Владимира Вайнера есть пять советов для устойчивого развития некоммерческих организаций:

«Любой системой всегда управляет активно движущийся элемент, поэтому важна ваша внутренняя позиция: либо вы берете на себя управление ситуацией, либо бежите за уходящим поездом.

Либо вы сами формируете о себе информацию, либо информация о вас будет сформирована за вас, без вашего участия, поэтому максимально широко информируйте о том, что вы сделали, с какими целями, как это поможет людям.

Чтобы не возникало никаких мифов, кто вы, зачем вы, необходима максимальная отчетность о том, почему сообществу повезло, что вы такие есть.

Можно работать с ориентировкой на получение большого гранта, но такая стратегия не приведет к устойчивости положения. Логичнее ориентироваться на людей: чем больше людей будут о вас знать и будут солидарны с вами, тем более устойчивой будет ваша позиция, в том числе и финансовая за счет такого источника как частные пожертвования.

Вы можете действовать нацелясь на собственные нужды, а можете найти социальный инструмент в помощи людям, средствам массовой информации, органам власти, и тогда вы будете устойчивы в своем развитии».

 

А вот что говорят непосредственные участники проекта:

Ирина Вейсман, руководитель Общественной организации «Местная еврейская национально-культурная автономия города Саратова»:

 «Важность брендирования для бизнеса признана уже давно. Применительно к некоммерческому сектору необходимость использования инструментов брендирования пока не осознается в полной мере. В связи с этим вопрос получения качественной информации по данной проблематике стоит довольно остро. 

«ЭтНик», пожалуй, первый семинар из тех, на которых я бывала, который был посвящен именно работе национальных организаций. Трехдневный разговор о создании брендов, позиционировании общин был небанальным, серьезным и практикоориентированным.

Некоторые афористично сформулированные советы экспертов стали для меня своеобразными девизами в работе после семинара. И еще одно внутреннее ощущение, которое укрепил в моем сознании самарский семинар: можно продумать все элементы фирменного стиля, можно заслужить доверие аудитории, можно все... Но преобразующий элемент бренда, несомненно,  кураж. Поэтому давайте пожелаем друг другу куража в дальнейшей реализации проекта «ЭтНик» и в развитии наших региональных проектов!»

Елена Машетова, руководитель Ресурсного центра в сфере национальных отношений «Единство российской нации» Тверского регионального отделения «Ассамблеи народов России»: 

«Все мы понимаем, что укрепление межнационального мира и согласия является одной из приоритетных государственных задач. А для решения данной задачи нужны специалисты и общественные деятели, обладающие большим количеством компетенций. Ассамблея народов России и Ресурсный центр в сфере национальных отношений через целый ряд прекрасных обучающих программ повышают компетенции общественников, занимающихся межнациональной тематикой. Ведь у каждого из нас есть идеи (они иногда называются мечтой). Но как вырастить семечко идеи в прекрасное, полезное для людей, дерево? Несколько дней супер интенсивных тренингов обучили участников тонкостям различных форм коммуникаций с целевой аудиторией. Спикеры помогли каждому участнику разобраться с миссией организации, а также определить цель проекта. Отличные (друг от друга) люди общались на уровне общечеловеческих ценностей. Нам ещё многому предстоит научиться. Впереди – создание брендов проектов, выбор каналов связи с теми, кто разделяет наши ценности, и многое другое. Разделять надо ценности, а не людей».

«Семинар проекта «ЭтНик» был насыщен мероприятиями, но в то же время узко специализирован на одной большой теме брендирования, что, как мне кажется, дало развернутую характеристику со всеми вытекающими подробностями этому новому направлению.

Мы все слышали про бренд организации, компании, личности, но на семинаре мы поняли, как важно его раскручивать и практически  применять. Эта тема актуальна для любой сферы. Большое спасибо организаторам, будем работать над развитием бренда», - руководитель Дагестанской региональной общественной организации татарской национальной культуры «Туган Тел»  Эльмира Кадырова.

«Семинар превзошел все ожидания! Почерпнул много полезной информации по PR-продвижению общественных организаций, что крайне важно – в удобной для восприятия форме, грамотно упакованную и разложенную по полкам. Во время презентации проекта получили отзывы и замечания, здоровую критику, которая поможет улучшить проект и даст положительный опыт для создания последующих. За время семинара в свете новых знаний сложилось ясное видение картины по связям с общественностью, брендированию и векторов дальнейшей работы нашей организации в этих направлениях», - представитель Дагестанской региональной общественной организации татарской национальной культуры «Туган Тел»  Ибрагим Рамазанов.

700 участников окружных семинаров Всероссийской программы «ЭтНик» прошли экватор проекта. Наступает время индивидуальной работы. Участие в вебинарах и выполнение персональных заданий послужат дальнейшему повышению профессиональных компетенций лидеров этнокультурных НКО. Лучшие слушатели программы получат возможность презентовать свои проекты на Всероссийской конференции  «Устойчивое развитие этнокультурного сектора» в конце года.

Согласитесь, 700 профессионалов – это хороший потенциал для укрепления позиций этнокультурного сектора.