Газ подпортил атмосферу
Как заявил первый заместитель главы аппарата правительства Сергей Приходько, для сохранения транзита газа через Украину нужно урегулировать судебные споры между Газпромом и Нафтогазом. Также важным условием, передает ТАСС слова чиновника, являются поставки топлива на экономически рентабельных условиях.
Сама по себе концепция строящегося «Северного потока — 2» не предусматривает прекращения транзита по действующим маршрутам и «это касается как Украины, так и других стран», — заявил высокопоставленный чиновник. Но что-то портит атмосферу: «необходимо урегулировать отношения между заинтересованными компаниями, согласовать экономические условия и создать атмосферу, способствующую нормальному диалогу», — сказал Приходько.
В общем-то, и урегулировать почти нечего
Урегулирование взаимных требований сторон, полагает директор фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов, сейчас не выглядит наиболее важным и актуальным условием заключения нового транзитного контракта. После отклонения требований Газпрома на 56 млрд долларов к Нафтогазу в 2017 году — за нарушение условия take or pay, вслед за чем Стокгольмский арбитраж в 2018 году частично удовлетворил требования украинской компании по компенсации за снижение объемов прокачки (на 2,5 млрд долларов), по большому счету, взаимных требований, ранее насчитывавших десятки миллиардов, осталось не так и много.
Да, признает эксперт, украинская сторона уже неоднократно заявляла о намерениях взыскать с контрагента 12 млрд долларов за вероятное снижение объемов прокачки газа по украинской ГТС в результате введения в эксплуатацию «Северного потока — 2».
Но, справедливости ради, стоит отметить, что шансы на успешное взыскание компенсации с Газпрома — за нарушение, которого он не совершал по контракту, который даже еще не заключен — выглядят мизерными. Так что и отказ от этих требований может служить разве что жестом доброй воли, не более.
В свою очередь, Газпром сейчас через суд добивается расторжения действующего контракта, но и это вряд ли может оказать существенное влияние на судьбу нового. Соответственно если говорить о снятии взаимных исковых требований, то этот фактор, в качестве одного из основных препятствий на пути к компромиссу не выглядит настолько же важным, насколько — до вынесения решения Стокгольмским арбитражем.
Хотя, добавляет Александр Пахомов, надо признать, что без урегулирования вопроса о пресловутых 2,5 млрд долларов, дальнейшая совместная работа российской и украинской компании будет существенно затруднена. Постоянные попытки контрагента принудить к осуществлению выплат и арест имущества не вносят в атмосферу переговоров конструктивности. Очевидно, что эти требования, а вернее вопрос об их урегулировании, будут каким-то образом закладываться в условия заключения нового транзитного контракта, каким образом, пока говорить сложно, заключает эксперт.
А вот, в чем может быть дело
В ситуации наблюдающейся вокруг транзита газа через Украину отражается весь комплекс противоречий, связанных с нынешней глобальной инвестиционно-экономической ситуацией, продолжает тему Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс». С одной стороны, определенные политико-экономические тенденции и силы заинтересованы в сохранении в ЕС жестко контролируемой, низкой подавленной инфляции при низкой инвестиционной активности.
Это, отмечает эксперт, позволяет сохранить статус-кво в экономике, где значительная роль принадлежит рознично-финансовому сегменту и которой он, вероятно, не хочет делиться. Непрекращающиеся юридические споры между Газпромом и украинскими регуляторами служат, как представляется, интересам подобных консервативных структур. С другой стороны, на фоне постепенного повышения ставок ФРС, увеличения спроса на «риск», на рынке усиливаются тренды, усиливающие рыночные позиции добывающего сектора, обрабатывающей промышленности и связанных с ними отраслей.
В данной связи характерны последние решения Еврокомиссии, которые, наконец, открывают Газпрому возможность для полномасштабной реализации «Северного потока» и которые были отыграны рынком очень значительным повышением интереса инвесторов и к акциям Газпрома, и к российскому финансовому сегменту в целом. Как представляется Александру Осину, в отсутствие каких-либо жестких политизированных решений будущее — именно за развитием взаимовыгодного сотрудничества ЕС, Украины и России в лице Газпрома.
Газпром, на данный момент, практически не нуждается в украинском транзите констатирует аналитик. Однако, учитывая подтвержденные оценками Газпрома, на основе данных HIS и Markit, потенциальные возможности для роста его экспорта в ЕС — а при сохранении нынешней рыночной доли это будет рост на 45%-60% в ближайшие 15 лет — газотранспортные мощности Украины представляют для российского газового монополиста значимый интерес.
Стоимость глубокой модернизации ГТСУ, включая подземные газовые хранилища, оценивалась летом 2012 года немецкой компанией Ferrstaal в 5,3 млрд долларов. Данная сумма представляется приемлемой для инвесторов в случае урегулирования юридических споров между Украиной и Газпромом и заключения нового соглашения о поставках, к примеру, на основе существующего.