На данный момент можно выделить два направления кэшбэка:
- Банковский кэшбэк
- Специальные кэшбэк-сервисы
В первом случае, кэшбэк возвращается из комиссии за экваиринг (обслуживание платежей по банковским картам), которую выплачивают компании, принимающие оплату картами.
Комиссия за эквайринг, как правило, превышает 2% от суммы платежа. Кэшбэк предоставляемый банками практически везде одинаковый и составляет 1% от суммы с лимитом по сумме кэшбэка в месяц (около 2000-3000 рублей в зависимости от банка). Размер кэшбэка в данном случае не зависит от продавца, а только лишь от банка-эмитента дебетовой карты. Исключения составляют совместные промо-акции банков и ритейлеров, когда кэшбэк может составлять более одного процента, тогда повышение возврата по карте оплачивает ритейлер, рассчитывая на увеличения продаж в ходе прохождения промо-акции.
Второе направление кэшбэка - это кэшбэк-сервис. Суть их работы достаточно проста и прозрачна: большинство магазинов готовы делиться процентом от суммы заказа в качестве вознаграждения за приведенного клиента. Кэшбэк-сервис делится частью полученной комиссии со своими клиентами. Таким образом выигрывают все:
-магазин получает клиентов;
-клиент получает скидку в виде возврата части потраченных денежных средств;
-кэшбэк сервис получает комиссию.
Именно по этой причине направление получило такой мощный толчок в развитии и не собирается останавливаться. На рынке США, где кэшбэк-сервисы существуют достаточно давно, лидером среди кэшбэк-сервисов является rakuten (бывший Ebates), который сгенерировал для своих партнеров продаж на более чем 11 млрд долларов только за 2018 год. Этот показатель растет на 20-30% год-к-году, что явно говорит о росте интереса к кэшбэку.
В России кэшбэк активно развивается с 2014 года и демонстрирует невероятную динамику роста. Именно поэтому к 2019 году количество кэшбэк-сервисов увеличилось многократно, учитывая, что рынок еще только формируется и крупные игроки пока не заняли весь сегмент ритейла.
В чем минусы кэшбэк-сервисов?
Большинство существующих сервисов в России работают по одинаковому принципу и различаются по проценту выплачиваемого вознаграждения за совершение покупок, именуемое кэшбэком.
Текущая схема работы данных сервисов имеет два ключевых недостатка:
-Клиент сначала находит нужный товар на сайте магазина или же на сервисах сравнения цен, оценивает привлекательность предложения и лишь потом заходит на кэшбэк-сервис, чтобы воспользоваться сервисом возврата денежных средств за покупку. Иными словами, кэшбэк-сервис является финальной, а не отправной точкой пути клиента (customer journey).
-Магазины ограничены в возможности повышения продаж через кэшбэк-сервисы. Выходом в данной ситуации является повышение комиссии возврата денежных средств клиентам, которое хорошо работает лишь для крупных интернет-ритейлеров, занимающих ключевые позиции в рейтингах магазинов, и практически не работает для средних и интернет-магазинов.
На фоне обозначенных выше недостатков выделяется новичок в данном направлении – сервис кэшбэк маркет, который пересмотрел подход к кэшбэку и успел этим завоевать своих первых лояльных клиентов.
Основным отличием нового сервиса является полноценный товарный каталог.
Аналогично популярным в России сервисам сравнения цен, кэшбэк маркет предлагает своим посетителям сравнить цены на интересующий товар, будь то смартфон или люстры. В дополнение к этому вы сможете оценить также и размер кэшбэка, который сервис сможет выплатить при покупке в том или ином магазине после перехода с сайта cashback.market:
Для удобства клиента были собраны отзывы по большинству товаров, а также информация о возможных акциях в подключенных магазинах.
Получается, что клиенту достаточно воспользоваться одним сервисом, чтобы:
- Сравнить цены
- Сравнить кэшбэк
- Получить кэшбэк
- Узнать об акциях и рассрочках
- Прочитать отзывы о товарах и магазинах
Cashback.market так же оставил традиционный каталог магазинов, как и у других сервисов, на случай, если клиент уже определился с выбором магазина для совершения покупки.
Внутренний кэшбэк магазинов
С ростом популярности кэшбэка магазины стали все чаще называть свои бонусы по программе лояльности “кэшбэком”. Конечно же это всего лишь желание воспользоваться популярностью модного слова, однако отношение к реальному кэшбэку такой маркетинговый ход не имеет, так как кэшбэк подразумевает выплату реальных денег, которые можно потратить где угодно, а не только в магазине, котором была совершена покупка.
Для понимания этого достаточно разобрать этимологию слова cashback:
Cash - наличность / деньги
Back - возвращать
Как видно, ни о каких бонусах здесь речи не идет.
Итог:
Кэшбэк - реальный способ сэкономить, который набирает популярность в России. Условно можно выделить два типа кэшбэка – банковский и предоставляемый специальными сервисами. Как правило, один суммируется с другим, что позволяет неплохо сэкономить на покупках. Магазины стали называть свою программу лояльности кэшбэком, при этом это все те же обычные накопительные баллы, которые имеют большое количество ограничений и, самое главное, не являются деньгами, поэтому фактически не являются кэшбэком. Однако, в большинстве случаев, такой кэшбэк “баллами” суммируется с кэшбэком от банков и кэшбэк-сервисов.