Как заявил замглавы Федерального агентства по недропользованию Орест Каспаров на сессии международного форума «Российская энергетическая неделя» (РЭН), его ведомство завершило процесс инвентаризации нефтяных месторождений России.
«Всего у нас 2700 месторождений нефти. Это 28,9 млрд тонн нефти. Из них в инвентаризацию вошли месторождения с запасами свыше 5 млн тонн, или 719 месторождений», — отметил он. «Предварительные результаты такие: 11,5 млрд тонн, или 67% извлекаемых запасов, являются рентабельными», — цитирует заместителя главы Роснедр «Интерфакс».
Инвентаризация проводилась не ради уяснения качества запасов как такового, а для анализа эффективности налоговых льгот. В действительности, она далеко не полная. В нее не вошли месторождения, разрабатываемые по режиму Соглашения о разделе продукции (СРП), имеющие льготу по пошлине, находящиеся в системе НДД (налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья), а также имеющие стратегическое значение для отрасли, например, Самотлорское (крупнейшее в РФ месторождение, расположено в ХМАО). Таким образом, под анализ подпали 17,2 млрд тонн, или 60% всех запасов нефти.
Газета «Ведомости» напомнила в связи с этим, что окончание инвентаризации месторождений приурочено к окончанию моратория на предоставление нефтяникам новых льгот, завершающегося в этом году. По ее данным, однако, первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов просит президента Владимира Путина продлить моратории еще на четыре года. теперь вокруг этого вопроса, очевидно, начнется новая фаза борьбы, на этот раз с данными по инвентаризации на руках. Нефтяным компаниям будет важно доказать, что разработка тех или иных месторождений без льгот нереальна (нерентабельна).
Рентабельность месторождений подразумевает возможность получения прибыли при их разработке с использованием существующих технологий, поясняет директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. Он отмечает, что этот показатель не является статичным, а растет по мере научно-технического прогресса. За несколько последних десятилетий мы видели много прорывов, связанных см новыми технологиями, это и арктическая шельфовая добыча, и все, что связано со сланцем.
Можно заметить, что в настоящий момент в России нет технологических новинок, которые бы решающим образом облегчили и удешевили добычу на месторождениях, считающихся сложными. Напротив, нефтяники активно занимаются доказыванием нерентабельности разработки при существующих налоговых ставках без льгот.
По данным Минрироды, говорит Александр Пахомов, доля трудноизвлекаемых запасов нефти в России продолжает расти и по состоянию на середину 2019 года оценивается в 60%. Этот рост, к сожалению, обеспечивается не столько за счет обнаружения новых месторождений, сколько за счет истощения разведанных и разрабатываемых.
Опять же по данным министерства, на сегодняшний день свыше 80% запасов нефти промышленных категорий находится на уже действующих промыслах. Это значит, делает вывод Александр Пахомов, что в основном высокие уровни добычи в нашей стране обеспечиваются не за счет новых, хотя и рентабельных месторождений трудноизвлекаемой нефти, а за счет старых.
Помимо этого нужно помнить, что на протяжении десятилетий сначала Советский Союз, а за ним и современная Россия находились в зависимости от импорта техники, необходимой для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, отмечает Александр Пахомов. И, к сожалению, уже почти 5 лет российский добывающий сектор находится под санкциями со стороны США.
По словам эксперта, сейчас на уровне государства и крупнейших участников добывающего сектора прилагаются колоссальные усилия для замещения импорта в сфере добычи энергоресурсов, но в целом проблема продолжает стоять очень остро. Если в ближайшие годы не удастся избавиться от зависимости от импорта, вполне вероятно, что уже в перспективе 5 лет объемы добычи в нашей стране начнут снижаться по естественным причинам, даже при условии сохранения высокого уровня рентабельности месторождений.