В условиях пандемии европейцы активно откладывали деньги. Вклады домохозяйств четырех крупнейших стран континента в марте и апреле выросли более чем на 100 млрд евро, что втрое больше среднего уровня роста вкладов за последнее десятилетие.
Расходы потребителей составляют более половины европейской экономики и играют очень важную роль в ее восстановлении. Они были главной причиной почти двух третей спада первого квартала.
Во Франции, Италии и Испании, где коронавирус унес более 90 тысяч человеческих жизней, зафиксирован резкий рост вкладов населения. В Германии, в которой обошлось без эксцессов, не было и резкого роста вкладов.
Что касается британцев, то они по росту банковских вкладов в марте-апреле установили национальный рекорд. И так же, как повсеместно в Европе, они будут с явной неохотой тратить эти деньги сейчас, пока вирус еще окончательно не побежден.
Bloomberg Economics прогнозирует во втором квартале резкий рост накоплений домохозяйств. Однако для экономики и в данном случае ее восстановления темпы снижения объемов накоплений гораздо важнее темпов роста.
Естественно, в росте накоплений во времена кризисов ничего необычного нет. В той же самой Европе, к примеру, вклады резко выросли в 2009 году, во время предыдущего сильного кризиса. Но нынешняя ситуация кое в чем уникальна.
Еврокомиссия предупреждает, что потребители сейчас не будут торопиться расставаться со сбережениями и еще какое-то время продолжат наращивать накопления превышающими средние темпами. Главный экономист ЕЦБ Филип Лейн объясняет эту ситуацию повышенной осторожностью потребителей, спровоцированной коронавирусом.
В основу прогнозов ЕЦБ легли эта осторожность и то обстоятельство, что вакцина, главное свидетельство окончательной победы над COVID-19, появится скорее всего не раньше следующего лета. Согласно последним прогнозам частное потребление в еврозоне должно начать восстанавливаться во втором квартале по мере снятия ограничений, но превзойдет довирусное оно лишь в 2022 году.
В экономике в этом году прогнозируется спад на уровне 8,7%. В 2021 и 22-м годах она вырастет на 5,2 и 3,3% соответственно.
Большим фактором в определении размеров будущих трат населения является уровень безработицы. В ряде европейских стран зафиксированы рекордные увольнения, но в еврозоне в целом принятые меры стимулирования бизнеса помогли их избежать.
Однако уже в ближайшие месяцы эта в целом благоприятная ситуация может измениться. Ряд крупных компаний континента, включая Lufthansa и Renault, уже объявили о предстоящих в близком будущем крупных увольнениях работников в ответ на обвал спроса.
Конечно, правительства европейских стран предпринимают меры по стимулированию покупательной активности потребителей. Власти, к примеру, снижают налоги с продаж, выплачивают семьям с детьми пособия, платят субсидии на покупку «чистых» автомобилей и так далее. Однако пока эти действия на настроениях европейцев почти не отразились, и они продолжают крайне осторожно тратить деньги в магазинах.