Дмитрий Лагун, генеральный директор логистической группы компаний AsstrA:
«Вариант работы в удаленном режиме в нашей компании существует не первый год. Ранее к нему прибегали нечасто: в случае командировки специалиста или при невозможности пребывания в офисе в силу каких-либо причин. Но после введения пандемийных ограничений потребовалось только обеспечить удаленный доступ к системам каждому из сотрудников, чтобы все смогли продолжать работу без помех. Сейчас штат нашей группы компаний насчитывает свыше 1,1 тыс. человек, работающих в 23 странах. Удаленный формат рабочего процесса сейчас функционирует для большинства сотрудников. Если в регионе действуют жесткие карантинные меры, то специалисты офиса присутствия выходят на дежурство в исключительных случаях. Наши корпоративные системы были готовы к удаленному формату, поэтому дополнительных затрат удалось избежать. Пришлось лишь обновить несколько серверов и закупить сотрудникам ноутбуки. В офисах компании по всему миру установлены разные режимы посещения, в соответствии с предписаниями локальных властей. Где-то до 50% сотрудников работают удаленно, в каких-то странах офисы полностью перешли на такой формат. Технологии окупились все. Сейчас стоим перед выбором софта для проведения видеоконференций: WebEx, Zoom, Microsoft Teams или Google Meet, настолько их стало много».
Евгений Коробов, директор по развитию нового бизнеса ПАО «ВымпелКом»:
«С началом распространения новой коронавирусной инфекции более 90 процентов сотрудников бэк-офиса компании в настоящее время работают удаленно на постоянной основе, соблюдая режим социального дистанцирования. В «Билайн Бизнес» перевод до 90% персонала в режим работы из дома занял всего две недели, и половину этого времени мы потратили на подготовительный этап и планирование. По нашим оценкам, эффективная работа из дома в первую очередь зависит от качества связи и интернета, человеческого фактора и влияния внешней среды. Поэтому организация надежного и безопасного подключения сотрудников к сетям стала одной из приоритетных задач. Кроме самих технологий, требовались бизнес-процессы их использования. Для этого мы определенным образом выстроили коммуникации внутри рабочих групп: определили периоды и интенсивность аудио- и видеосозвонов, ежедневных онлайн-встреч и т.д. Для оперативного внесения изменений с целью оптимизации процессов активно собирались отзывы и пожелания удаленных работников. С технологической точки зрения нам потребовалось очень быстро увеличить мощности корпоративной ИТ инфраструктуры для защищенного удаленного доступа сотрудников к информационным системам компании, масштабировать решения для видеосвязи, перенастраивать офисную телефонию на 100% мобильный режим через нашу облачную АТС».
Вячеслав Власов, IT-директор Teleperformance Russia Group:
«События этого года показали, что удаленка -- это наша новая реальность. Важно отметить, что именно внезапный переход значительно ускорил процессы цифровизации во многих компаниях, а также показал возможности глобализации даже самым скептично настроенным руководителям: необязательно нанимать людей для работы в офисе, они могут выполнять задачи, находясь в других городах или странах, и делать это не хуже коллеги за соседним столом. Вместе с новым форматом получили развитие и решения для организации удаленной работы: мессенджеры, сервисы видео- и аудиоконференций, таск-менеджеры, площадки для организации вебинаров и тренингов и другие технологии, которые позволяют перевести привычное офлайн общение в цифровой формат. При этом стоить напомнить, что массовый переход компаний на удаленку, перевод множества процессов из оффлайна в онлайн, активное внедрение цифровых сервисов неизбежно подводят нас к следующему неизменному тренду — информационная безопасность. Шаг за шагом, наступило то время, когда любое упущение в этой сфере может нанести существенный вред бизнесу, и игнорировать этот аспект сложно. Если мы посмотрим на события начала года, когда крупные компании строили удаленные коммуникации между командами, то увидим несколько громких историй о найденных уязвимостях в инструментах общения. Это показывает нам, что там, где есть аудитория и данные, имеющие ценность, всегда будет внимание злоумышленников».
Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML:
«В нашей компании на удаленную работу перешла небольшая часть персонала – это только сотрудники офиса. По разным причинам работа из дома подходит далеко не всем. Лучшее решение – выстроить график так, чтобы в офисе одновременно находилось не больше 3-4 человек. В некоторых ситуациях удаленное взаимодействие специалистов может негативно влиять на сроки выполнения задач. «Гибридная» модель дает возможность не нарушать дедлайны и в то же время максимально обезопасить себя и окружающих. При этом в целом за период пандемии в нашей компании существенно перестроились процессы: персонал активно пользуется CRM-системой, таск-трекерами и корпоративными чатами, поэтому на качество работы нововведения не повлияли. В логистике большая часть работ выполняется людьми. В нашей компании обеспечивается максимально безопасные условия для сотрудников склада, водителей и курьеров: ежедневно выдаются индивидуальные маски, перчатки и антисептические средства. На складе соблюдается социальная дистанция. Несколько раз в день у сотрудников измеряется температура, а при любых признаках недомогания они отправляются домой. Впрочем, в последнее время многие компании, включая нашу компанию, проверили на практике: для эффективного взаимодействия не обязательны личные встречи. Сегодня сотрудники офиса не привязаны к месту и могут решать задачи в формате звонков и видеоконференций. Онлайн-сервисы, мессенджеры с поддержкой видео и другой подобный софт получил от пандемии рекордное количество новых пользователей».
Перри Нойманн, президент кластера Kuehne+Nagel Россия и страны СНГ и генеральный директор Kuehne+Nagel в России:
«У нас уже имеется достаточный опыт организации удаленной работы в целом, поэтому мы смогли оперативно масштабировать существующие решения на большое число сотрудников. Некоторые задачи легко перевести в удаленный режим, хотя здесь, в России, мы все еще сильно зависим от бумажных процессов. Логистика – одна из отраслей, в которой невозможно в ряде аспектов обойтись без бумажных документов из-за требований законодательства. Сейчас в нашей отрасли все еще приходится работать с оригиналами различных документов, с подписями и печатями, а для этого требуется их «физическая» обработка, что предполагает обязательное присутствие оперативных команд в офисах на местах. Дополнительные решения в сфере электронного документооборота, позволяющие использовать сканированные копии подписанных оригиналов, значительно упростили бы такие задачи. Мы надеемся на активное развитие юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО)».