Эпидемия и последовавший за ней почти всемирный карантин активизировал дистанционные сервисы. Активно пошли вверх службы доставки товаров и электронные магазины. Миллионы людей вынуждены были работать из дома, совершать покупки, не выходя на улицу, а, следовательно, удаленно, вне офиса производить транзакции, в том числе требующие удостоверения личности. Криминал тоже не заставил себя ждать –увеличилось число мошенников, выманивающих деньги удаленно. Так, с начала года Сбербанк зафиксировал почти 2,9 миллиона обращений клиентов о попытках обмана – это вдвое больше, чем в прошлом году. В «Лаборатории Касперского" посчитали, что количество выявленных сайтов с мошенническими опросами с января по август увеличилось в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Данные о криминале были бы еще больше, если бы не существовали сервисы по удаленной идентификации личности и верификации документов. Ключевым элементом таких сервисов являются различные типы проверки паспорта. Веди именно паспорт (а не водительское удостоверение, не свидетельство о рождении, и не СНИЛС) является де-факто главным документом, подтверждающим личность взрослого человека в России.
Без человека ошибок меньше
Идентификация – это определение личности человека, в процессе необходимо получить ответы на два вопроса: кто он, и что у него есть, в доказательство того, что он – это он. Обычно для подтверждения человек предъявляет документ, который нужно верифицировать. Верификация -- это подтверждение подлинности данных, документов. Для этого необходимо сравнение данных документа с эталонными. Например, при открытии счета в банке паспорт человека проверят на подлинность различными способами: «просветят» сам документ, чтобы найти элементы защиты, сделают запрос в базу Министерства внутренних дел (МВД) РФ, бюро кредитных историй.
Но для онлайн-сервисов и верификацию документов, и идентификацию личности человека надо производить удаленно. Вместо живого человека – его селфи, вместо паспорта – отсканированная копия или фотография. На первый взгляд кажется, что процесс от этого станет дольше, а вероятность ошибки увеличится. Но в тех же банковских отделениях сравнением лица человека с фотографией в паспорте занимается живой человек, иногда усталый, и плохо мотивированный, а при ручном вводе данных периодически возникают ошибки. Современные технологии распознавания, как документов, так и лиц таковы, что доля ошибки получается меньше, чем при выполнении тех же действий человеком. Причем весь процесс осуществляется в режиме реального документа.
Технологии проверки паспорта на подлинность
Как происходит процесс верификации документа, рассказали в сервисе удаленной идентификации IDX. Он состоит из нескольких этапов.
- Распознавание полей документа. На вход онлайн-платформа IDX получает фотографию паспорта, и не всегда хорошего качества. Задача сервиса – определить всю информацию паспорта: фамилию, имя и отчество владельца, его дату рождения, номер документа и т.д. Для этого применяются уже существующие технологии распознавания документов основе нейросетей. Нейросеть сама ищет все значимые слова и фразы.
- Подтверждение, что в цифровых копиях паспорта нет следов подделок. Алгоритмы анализируют файл с изображением паспорта, и пытаются найти следы вмешательства и попытки внести коррективы. В частности, проверяются метаданные: определяется дата создания файла и дата изменений, тип устройства, на котором создана копия документа (фотокамера, смартфон, сканер). Для подлинных сканов должны отсутствовать записи об изменении файла в графическом редакторе и т.д.
- Проверка по базе недействительных паспортов, которую ведет МВД России.
- Проверка действительности самих данных паспорта гражданина РФ (что такой номер существует). IDX верифицирует всю связку: фамилия, имя, отчество, день рождения, номер паспорта и дату его выдачи. При этом используются данные из различных эталонных и достоверных источников.
Кому нужна удаленная проверка паспорта?
Проверка паспорта на подлинность – одна из самых популярных услуг сервисов удалённой верификации документов. Чаще всего она применяется для проверки клиентов и контрагентов, чтобы избежать мошенничества и других противоправных действий с их стороны.
Но с началом пандемии стала возрастать потребность в удаленной проверке сотрудников, особенно временных. Существенным образом вырос спрос на курьеров, сортировщиков товаров для заказов в интернет-магазинах. В крупных городах чаще всего на эту работу приезжают вахтовым методом безработные из регионов. Все собеседования для приема на работу такого персонала проходят онлайн, вместе с тем компания должна быть уверена в таком сотруднике, потому что поручает ему непосредственное общение с клиентами. Проверка документов –это существенное снижение рисков как для работодателя, так и для его клиентов.